О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Анна ГОР: «Музей - это интерпретация» 
фрагмент публикации «Личная инициатива - нижегородский аспект»

- Кто и как, на ваш взгляд, определяет контуры современной нижегородской социокультурной ситуации?

- В любой культурной ситуации есть три типа акторов.

Есть властные структуры, которые обладают финансовым ресурсом и его делят. У нас господствует старый принцип: «Всем сестрам по серьгам». Он позволяет не иметь лидеров и не определять направление развития.

- Но лидеры все равно определяются – самой жизнью.

- И на сегодняшний день ими являются не те, кто получает больше всего ресурсов, а те, кто позже всего создан. Кто еще не закоснел (или никогда не закоснеет) в тех параметрах, которые складывались десятилетиями. Например, Русский музей фотографии. Притом, что у него очень мало пространства и совсем немного ресурсов, это живое место. Киноцентр «Рекорд» в некотором смысле тоже является молодой организацией, потому что формат клубности и межжанровости здесь возник не так давно. Нельзя сказать, что у Музея фотографии или Киноцентра очень много ресурсов, даже по сравнению с нижегородскими театрами. Но, к сожалению, от театров никаких изменений ждать не приходится, и не театры делают нашу культурную ситуацию.

Но возвращаясь к трем акторам. Итак, актор – власть и еще два актора: институции и общественная составляющая. То есть разного рода неформальная инициатива, которая мало институированна (хотя и пытается иногда это сделать), но которая влияет на ситуацию. Мне, например, видится, что сегодня в Нижнем Новгороде на культурную ситуацию ощутимо влияет движение молодых литераторов. Они работают вообще без всяких ресурсов, на голом энтузиазме. Однако то, что они делают, заметно в российском масштабе.

- То есть мы смело можем говорить, что сейчас культурный процесс двигает вперед личная инициатива?

- Да. Институции его, скорее, или стабилизируют или тормозят. Хотя, конечно, хотелось бы поменять акценты: должно бы быть наоборот.

- Ваша организация сознательно осуществляла политику «культурных взрывов», шокирующих и провоцирующих обывательское сознание?

- Может быть, вы сильно удивитесь, но вот как раз взрывы мы не приветствуем. И никогда их не планировали. Мы пошагово и последовательно осуществляли свою культурную политику. В свое время я даже написала статью, которая называлась «Современное искусство в регионах: смешать, но не взбалтывать». Взбалтывать, взрывать, ударять зрителя по голове – это не наш путь. Мы пытались мягко привить нижегородцам contemporary art в лучших его образцах. А лучшие образцы, конечно, сами по себе взрывны. Но не опасны.

- Что Вы считаете главными достижениями сначала Нижегородского, а теперь уже Приволжского филиала ГЦСИ за эти десять лет?

- Появление абсолютно готовой к восприятию современной культуры и к дискуссии в рамках современной культуры молодежной аудитории. Людей от 20 до 30 лет, которые по-новому мыслят и которые воспринимают эту культуру как рефлексию по поводу жизни. Такая аудитория сегодня в Нижнем Новгороде есть. Она, может быть, не так велика, как хотелось бы. Но мы точно знаем, что две-три тысячи человек в нашем городе вполне современны по типу мышления. И именно эта среда может составить какой-то прорыв, скажем, в модернизации других областей. Потому что культура формирует голову, а голова, соответственно, мысли. В том числе и в области техники, науки, производства, экономики и так далее. Поэтому мы, в сущности, формируем людей, которым предстоит менять жизнь.

- ГЦСИ ведь занимаетесь еще заполнением существующих лакун в художественных представлениях?

- И я считаю, что многие лакуны мы заполнили. Сегодня нижегородцы больше, чем десять лет назад, знают, например, об абстрактном искусстве или экспрессионизме. Все это мы в той или иной форме показывали. Кроме того, в ГЦСИ существуют циклы лекций. Пока они, быть может, еще не очень систематизированы: мы то про философию рассказываем, то про видеоарт, то проводим встречи с российскими издателями гуманитарной литературы – то есть стараемся как-то широко, веером охватить явления современной культуры, чтобы наш зритель свободно в этом ориентировался.

- Публика с нетерпением ждет открытие экспозиции в Пороховой башне Нижегородского кремля в рамках проекта «Genius Loci», который ГЦСИ реализует совместно с Нижегородским историко-архитектурным музеем-заповедником. Можно ли считать попытки соединить историко-культурное наследие с современным способом рассказа о нем тенденцией нижегородской культуры последнего десятилетия?

- Меняются цивилизационные подходы к наследию. Время позитивизма подвигало к тому, чтобы просто знать и показать, а время современной медийной, информационной цивилизации подталкивает нас к тому, чтобы встроить историю в контекст. Именно контекстуальность сегодня в большей степени свойственна культуре, и она меняет представление о музеях. Музейное хранение само по себе – вещь сугубо неинтересная. А вот когда из этого хранения вынимаются вещи и в каком-то контексте представляются зрителю, и начинается самое интересное. Вещи по-новому звучат, возникают новые авторитеты, новые имена художников, новый взгляд на искусство, новые интерпретации. В сущности, музей сейчас – это, в первую очередь, интерпретация.

- Скажите, а реально было бы создать Нижегородский филиал ГЦСИ сегодня?

- Когда в 1996 году прозвучала идея о создании НФ ГЦСИ, местные власти сказали: еще не время. Но наши федеральные коллеги решили: им не время, а нам время. И было сделано то, что сделано.

Все зависит от того, какой силы желание. Наверное, в 90-е все создавалось легче – ситуация была менее железобетонной. Она легче развивалась и поддавалась каким-то инициативам. Наверное, сегодня сложнее. Но тот, кто очень хочет, и сейчас может реализоваться.

Я, например, сочувствую людям в ТЮЗе, но считаю, что делить театр – не очень продуктивно. Тот, кто хочет нового, должен взять на себя риск уйти. И сделать это новое на ровном, расчищенном месте.

- Сейчас много говорят о культурном феномене Перми. Министр культуры Пермского края Борис Мильграм даже выдвинул тезис о «заказе от власти на культуру». А как за последние десять лет менялись отношения нижегородской культуры и нижегородской власти?

- Мне кажется, что власть в Нижнем Новгороде никогда не рассматривала культуру как ресурс развития территории в целом. Никогда не подходила к культуре широко, а не только как к сети культурных институций, ею же учрежденных и находящихся на ее балансе.

Но если в общественном поле существуют культурные инициативы, очень хотелось бы, чтобы они имели какую-то поддержку. И я, например, всегда стараюсь им ее оказать, хотя бы моральную. Но если бы такая инициатива была поддержана стратегически – органами государственного управления, вот тогда культурный прорыв действительно мог бы состояться.

Продолжение публикации «Личная инициатива - нижегородский аспект»:

Марина ИГНАТУШКО: «Архитектор, как самурай»

Ольга ТОМИНА: «Не надо перекрывать кислород!»

Галина ФИЛИМОНОВА: «Наш культурный код - «закрытый город»

Захар ПРИЛЕПИН: «Поэзия живет только в чистой воде»

Вера Звездова

Материал опубликован в газете "Культура", № 14, 15-21 апреля 2010 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!