О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Галина ФИЛИМОНОВА: «Наш культурный код - «закрытый город» 
фрагмент публикации «Личная инициатива - нижегородский аспект»

- Что, на ваш взгляд, является главным нижегородским культурным прорывом последнего десятилетия?

- Лично для меня – карта «мест памяти» Нижегородской области, созданная фондом «Дать Понять» при поддержке АНО «Единство журналистики и культуры».

По сути, это интерактивный проект, рассчитанный на тех, кому небезразлично сохранение историко-культурного и природного наследия Нижегородской области.

В чем суть прорыва? Создание единого Интернет-ресурса, посвященного памятникам культуры Нижегородской области (в самом широком смысле), не ограниченного ни количеством страниц, ни тиражом, ни датой выхода публикации. Карту «мест памяти» можно назвать «живым проектом», так как она постоянно пополняется информацией о том или ином объекте.

- Фонд занимается проблемами историко-культурного наследия. Считаете ли вы работу в этой области одной из тенденций современной культурной ситуации?

- Первый и ключевой проект в этом направлении – «Старые окна города NN» – был осуществлен фондом еще на рубеже XX и XXI веков, когда стало понятно, что старые дома, являющее собой так называемую ткань города, скоро бесследно исчезнут. И вряд ли мы всерьез сможем гордиться достижениями современной нижегородской архитектуры (по оценкам специалистов, даже самые передовые наши архпроекты отстают минимум на 50 лет от западных аналогов). При этом настоящим прорывом, признанным мировым сообществом, является наше культурно-историческое наследие, которые мы по каким-то причинам отправили в загашник. Можно вспомнить историю с Шуховской башней, которую разобрали на металлолом. Хотя Шуховское наследие – и есть наша подлинная гордость. Стадион в Мюнхене и здание железнодорожного вокзала в Берлине – признанные шедевры современной архитектуры – всего лишь «секонд-хенды» по отношению к Шуховским объектам.

Фонд «Дать Понять» всегда старался привлечь внимание к уникальным объектам нашей культуры. Не случайно все самые яркие выставки произведений современных нижегородских авторов (фотографов, художников и скульпторов) организовывались на площадках старинных купеческих особняков (например, «6ю6, или 36 фоторабот на чердаке современного нижегородского искусства», «Архетип» и «Анестезия»).

- Если взять соотношение «культурные институции – личная инициатива», на чьей стороне сегодня будет перевес?

- Культурный процесс всегда развивается творческими людьми, единомышленниками, которые не имеют ничего общего с функционерами, управляющими специализированными институциями. Мы давно уже живем не в совке, хотя много кому это и не нравится. На мой взгляд, сейчас время личной инициативы в области культуры. Даже небольшая группа думающих людей, ни финансово, ни идеологически не зависимая от разного рода институций, способна решать очень серьезные задачи, используя современные технологии.

Если мы доверим сохранение нашего культурного наследия чиновникам от культуры, а сами не попробуем даже сверить составленный ими реестр с реальностью, то от культурного наследия ничего не останется. По сути, бездействие и равнодушие простых граждан и развязывает руки тем, от кого зависит, к примеру, строительство дачи прямо на фундаменте усадьбы генерала Скалона, в которой четыре месяца своей жизни провел Сергей Рахманинов.

- Насколько, на ваш взгляд, влияет на развитие социокультурной ситуации тот факт, что многие десятилетия Нижний Новгород был закрытым городом?

- Здесь было бы уместно вспомнить термин «культурный код», введенный несколько лет назад американским психологом Клотером Рапаем. Восприятие любой вещи, явления или понятия – будь то машина, еда, отношения между людьми и даже сама страна – восходит к самым ранним детским впечатлениям и откладывается в глубинной части мозга, которая отвечает за выживание. Тайный смысл сложившихся образов в каждой культуре свой. Это своего рода замок, и открывается он с помощью шифра – культурного кода. (Клотер Рапай "Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему")

На мой взгляд, культурный код Нижнего Новгорода – «закрытый город». И это причина кризиса памяти, который фонд исследует в рамках наших проектов. Удивительно, но каждый раз, попадая в тот или иной населенный пункт Нижегородской области, нам удается вскрывать интереснейшие пласты истории и культуры, которые по непонятным причинам не только не является частью нашей духовной жизни, но и сознательно вытесняются. «Закрыв» для себя свою же историю и культуру, мы, к сожалению, имеем то, что имеем. Единственный выход – открывать их заново и рассказывать о своих «открытиях» максимально широкой аудитории, вовлекая ее в процесс.

Продолжение публикации «Личная инициатива - нижегородский аспект»:

Анна ГОР: «Музей - это интерпретация»

Марина ИГНАТУШКО: «Архитектор, как самурай»

Ольга ТОМИНА: «Не надо перекрывать кислород!»

Захар ПРИЛЕПИН: «Поэзия живет только в чистой воде»

Вера Звездова

Материал опубликован в газете "Культура", № 14, 15-21 апреля 2010 года



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!