Ольга ТОМИНА: «Не надо перекрывать кислород!» - Ольга Николаевна, Нижний Новгород известен своими музыкальными традициями. По инициативе Мстислава Ростроповича в 1962 году здесь родился первый в России фестиваль современной музыки, здесь прошли первые монографические фестивали Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке. В конце концов, в проклятые 90-е, когда вся культура «просела», Нижний выдал на-гора Международный фестиваль искусств имени Андрея Сахарова. Трудно ли сегодня держать заявленную планку? - Высокую планку всегда трудно держать. Едва ли кто-то сейчас скажет, что мы с каждым днем живем лучше и веселей. Вот вы произнесли: «Проклятые 90-е»… Мы их тоже очень испугались. Думали, что сейчас все развалится. Но, тем не менее, именно в те годы вышел Закон, который освобождал учреждения культуры от налогов и предполагал определенный процент отчислений на культурные нужды от федерального и местного бюджетов. Конечно, в полном объеме финансирование не выполнялось, и все-таки многие учреждения культуры вздохнули тогда с облегчением. Мне всегда казалось, что эволюционный путь предпочтительнее революционного. В том числе и в области законотворчества. Перед выходом новых законов, обязательных для повсеместного внедрения, необходимо сначала апробировать эти законы в отдельных, обязательно благополучных регионах. А то ведь нередко закон принят, а потом начинаются дополнения, изменения, усовершенствования… Много сегодня разного рода революционных нововведений, они очень болезненно воспринимаются, и многим оказываются не по плечу. В 80-х годах, когда разрабатывалось новое Постановление о концертной деятельности, в Москву пригласили представителей разных филармоний, чтобы мы ознакомились с подготовленными документами. Их авторы считали необходимым, чтобы практики с опытом сами оценили, легче им будет работать, или закон принесет дополнительные тяжести. И мы несколько дней изучали его, вносили предложения и поправки. И только после этого закон был внедрен в жизнь. Сегодня же принимаются новые документы, но никакого обсуждения их, никакого стремления выслушать пожелания практиков нет. Хотя при Президенте существует Общественный совет по культуре. Наше дело сегодня очень правое. Культура – это кислород общества, и если сейчас она не получит настоящей поддержки… Ни в одной цивилизованной стране классическое искусство не бывает самоокупаемым. Наш оркестр много гастролирует по миру – и мы видим, какое там отношение к высокой культуре. При этом наш уровень по-прежнему ценится за границей. «Наш» – я имею в виду уровень российских провинциальных оркестров. Коллективы из Екатеринбурга, Казани, Самары, оркестр нашей Нижегородской филармонии – это все высокого класса музыканты. Почему же правительственные и президентские гранты выделяются только избранным столичным коллективам, и никто не задумываемся о подобных грантах для провинциальных? Ведь культура огромной России формируется не только в столице, в не меньшей, если не в большей степени она формируется в ее многочисленных провинциях. И, конечно, нужен Закон о спонсорстве. - Вы думаете, его примут при нашей жизни? - Я не понимаю, что этому препятствует. Спонсоры все равно помогают, но этому явлению до сих пор не придали статуса государственной важности. Во всем мире действуют законы о меценатстве, предусматривающие не только налоговые льготы на сумму пожертвований, но и различные формы государственного и общественного поощрения. Да, государство теряет небольшой процент налоговых сборов, но в государственной казне остаются те средства, которые, не будь спонсоров, ушли бы на культуру. И эта сумма значительно превышает «льготные попущения». - Нашему обществу навязываются ценности, которые ранее считались буржуазными, и мы все больше превращаемся в общество потребления. Многие не готовы сегодня к встрече с серьезным искусством, оправдывая себя тем, что устают и хотят «отдохнуть». Наблюдается ли нечто подобное по отношению к классической музыке? - Мне очень нравится высказывание Таривердиева. Не ручаюсь за точность цитаты, но смысл таков: люди тянутся к церкви и к искусству, потому что у них общие цели и миссия – принести утешение, душевное равновесие, успокоение и все-таки поселить надежду, что гармония в мире существует. Мы не жалуемся на пустые залы: заполняемость у нас не менее 80 процентов, а порой и больше ста. Говорят, аншлаг в зале – легкий наркотик для директора. Не знаю насчет наркотика, но валерьянка точно. Когда я вижу битком набитый зал, у меня усталость как рукой снимает. - Между тем, время изменилось. И, как сказал один музыковед, ушла эпоха титанов, наступила эпоха звезд. Вы разделяете это мнение? - Смелое утверждение. Знаете, на телеканале «Культура» есть передача «Абсолютный слух». Так вот, у времени – абсолютный слух. И только время определяет, кто титан, а никак не современники. - Нижегородская филармония всегда славилась своим умением работать с молодым зрителем. Внедрялись ли в последние десять лет какие-то новые формы этой работы? - Во-первых, мы активно используем оправдавшие себя традиционные формы: обширную абонементную систему и регулярные международные фестиваля искусств. У нас по-прежнему функционирует «Филармония школьника», целая методология приобщения детей к искусству почти с ясельного возраста. С 1969 года, то есть 40 лет, в школах Нижнего Новгорода и Нижегородской области проводятся музыкальные и литературные часы, программа которых разработана с учетом детской психологии и возрастных особенностей. Вы не представляете себе, какой на них спрос! У нас не хватает творческих ресурсов, чтобы обеспечить все заявки от школ. Кроме того, есть симфонический абонемент «По ступенькам музыкальных знаний», приобрести который может каждый. И мы знаем, что на эти концерты приходит уже третье поколение слушателей: те, кто посещал их в детстве, сегодня приводят в зал своих внуков. Наконец, с 1993 года проводится фестиваль «Новые имена». Но помимо того, что мы сохраняем традиции, мы их обогащаем, в том числе перенимая опыт. Например, Московская филармония придумала замечательный проект «Сказки с оркестром». И вот уже второй сезон Нижегородская филармония будет проводить их у себя. Эти абонементы адресованы всей семье и пользуются большой популярностью. Ну а летом – традиционные благотворительные концерты. В течение июня и июля двери Кремлевского зала открыты для всех желающих: люди сидят на ступеньках, в фойе и даже на улице. Так что те, у кого есть потребность слушать симфоническую музыку, но нет средств, в течение этих двух месяцев три раза в неделю могут наслаждаться ею бесплатно. - 2010 год – это год XI Международного фестиваля искусств имени Андрея Сахарова. Какие сюрпризы ждут зрителей на сей раз? - Фестиваль пройдет осенью, с 26 сентября по 16 октября. Будут самые разнообразные фестивальные проекты: от грандиозных хоровых и симфонических концертов до научной дискуссии о взаимодействии французской и русской культур. Продолжение публикации «Личная инициатива - нижегородский аспект»: Анна ГОР: «Музей - это интерпретация» Марина ИГНАТУШКО: «Архитектор, как самурай» Галина ФИЛИМОНОВА: «Наш культурный код - «закрытый город» Захар ПРИЛЕПИН: «Поэзия живет только в чистой воде» Вера Звездова Материал опубликован в газете "Культура", № 14, 15-21 апреля 2010 года |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галина Филимонова при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|