Памятники духовного, промышленного и гражданского наследия Нижегородской области: пять незаслуженно забытых объектов Гид составлен по маршрутам экспедиций проектов «Места памяти» и «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» 1. Монастырь Свято-Успенская Флорищева пустынь – памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, постройки XVII –XIX вв. (Володарский район, посёлок Фролищи, 60 км от Володарска). Флорищева пустынь – древнейшая обитель на Нижегородской земле: в середине XVII века здесь, на Флорищевой горе, у берега Лух возникла небольшая монашеская община. В крупный и почитаемый монастырь обитель превратил святитель Иларион – учитель патриарха Никона (инициатора «раскола»), приближённый царя Алексея Михайловича и духовник царя Фёдора Алексеевича, совершавшего богомольные паломничества во Флорищеву пустынь и повелевший построить здесь каменную церковь. Успенский собор был закончен в 1681 году, и царь Фёдор присутствовал на освящении храма. Сюда же был отправлен учитель Петра I – Борис Голицын, получивший прозвище «Боголеп» (за строительство нетипичной для православной традиции Знаменской церкви в своей подмосковной усадьбе Дубровицы), скончавшийся и погребённый во Флорищевой пустыни. В советское время на территории монастыря размещалась военная база. С тех пор посёлок называется Фролищи, а монастырь - Свято-Успенская Флорищева пустынь. «Флор» стал «Фролом», чтобы о месторасположении военной точки знали только свои. Лежавший в постсоветское время в руинах монастырь сейчас действует. С 2003 года он активно восстанавливается. В ансамбль Флорищевой пустыни кроме Успенского собора входят и другие объекты: восточный «казначейский» корпус, Троицкая церковь, Голицынский корпус, колокольня, жилой корпус с надвратной церковью Петра и Павла, южный «больничный» корпус, корпуса келий, настоятельский корпус, просфорный корпус, складской корпус, южный келейный корпус, водонапорная башня, ограда и ворота. Многие из них – в руинированном виде, но восстановление идёт полным ходом. В реставрации объекта принимают активное участие нижегородские художники Николай и Сергей Сметанины, а керамист Марина Акилова изготавливает медальоны-изразцы для украшения надвратного храма монастыря. 2. Гиперболоидная пожарная вышка системы В.Г.Шухова – памятник инженерного искусства, начало XX века (Балахнинский район, посёлок Ляхово, 15 км юго-восточнее Балахны). По словам профессора кафедры ЮНЕСКО при ННГАСУ Т.П.Виноградовой, в настоящее время из огромного количества построенных гиперболоидных башен системы великого русского инженера В.Г.Шухова в стране сохранились 9 подлинных объектов, 4 из которых находятся на территории Нижегородской области. Но только в нашем регионе нашёл своё применение уникальный в мировом масштабе вид сетчатых башен. Речь идёт о металлических пожарных вышках, которые использовались как смотровые при пожарных депо. Одна такая конструкция сохранилась в Сормовском районе Нижнего Новгорода, другая – в Балахнинском районе, недалеко от села Большое Козино – в посёлке Ляхово. Пожарная вышка расположена в непосредственной близости от сохранившегося здания депо Ляховского Пожарного Общества, основанного в 1917 году. Конструктивная схема этого объекта выполнена по аналогии с конструкциями пожарной вышки в Сормово, но имеет иные параметры: состоит из 22 вертикальных стержней, скрепленных 5 горизонтальными кольцами, высотой около 14 метров. Завершается пожарная вышка площадкой для дежурного. 3. Мемориальный «вишнёвый сад» в честь А.П.Чехова (Дальнеконстантиновский район, деревня Белая, 28 км восточнее Дальнего Константинова). В январе 1892 года деревня Белая была спасена от голода Антоном Чеховым. Земской начальник Евграф Егоров был лично знаком со знаменитым писателем. Ему-то он и решил отправить письмо с просьбой о помощи. Собрав пожертвования «по соглашению с небольшим кружком людей, желавших сделать что-нибудь для голодающих», Чехов решил самостоятельно познакомиться с положением дел на месте. На собранные А.П.Чеховым деньги были открыты столовые для детей и взрослых. Для спасения будущего урожая им был организован выкуп лошадей, проданных крестьянами от безысходности, и обеспечено их питание за общественный счет. В тридцатиградусные морозы Чехов пешком ходил из деревни в деревню, о чем до сих пор рассказывают местные жители. Простуженным и больным Чехов покинул Нижегородскую губернию 21 января 1892 года. В память о подвиге русского писателя - «работе на голоде» - в 1970 году жители деревни своими силами установили писателю памятник. В 1985 году рядом с бывшей деревенской школой в память о Чехове в Белой появился вишневый сад, который до сих пор способен радовать своим цветением и великолепным урожаем. 4. Музей фабрики «Хохломский художник» (Ковернинский район, село Сёмино, 25 км южнее Ковернино). С конца 60-х годов XX века на предприятии «Хохломский художник» в Сёмине был создан музей, в экспозицию которого вошли лучшие образцы хохломской росписи местных художников. Здесь, на родине знаменитого промысла, собраны шедевры «деревенской» хохломы, которая отличается от «городской» (семёновской) более бережным отношением к наследию и к творческой индивидуальности. В фондах музея – 600 наименований и 2014 предметов. Самые ранние экспонаты датируются концом XIX – началом XX веков. Среди них – редкие фотографии мебельного гарнитура из 37 предметов, расписанного братьями Фёдором и Степаном Красильниковыми для Максима Горького и отправленного заказчику на Капри. Музей в Сёмине – филиал ковернинского музейно-выставочного центра «Отчина». Сюда и следует обратиться, чтобы познакомиться с «настоящей» хохломой росписью и увидеть воплощение в старейшем промысле древнего секрета «золочения» икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы. В 2010 году в Сёмине был построен и освящён единоверческий храм во имя иконы «Всех скорбящих радости» (в память о детях, которые погибли в автомобильных катастрофах). Храм возведён на средства сотрудников предприятия «Промысел», специализирующегося на производстве деревянных шкатулок с хохломской росписью. 5. Нижегородская вотчина зодчего Василия Баженова (Шатковский район, село Кардавиль, 28 км юго-западнее Шатков). В 1797 году император Павел I подписал указ, согласно которому автору Пашкова Дома в Москве – зодчему Василию Баженову – были пожалованы земли с крестьянскими душами в Нижегородской губернии. Родовым гнездом нижегородской ветви Баженовых стало село Кардавиль. Здесь находилась усадьба, где после смерти хранился архив архитектора, а также много предметов искусства, в том числе картины западноевропейских художников, приобретенные в Италии и Испании («Пилигрим», «Вирсавия в саду», «Цилидония с отцом», «Каин убивает Авеля», «Лот с дочерьми», «Диана на охоте», «Иродиада с головой Предтечи на блюде»). Среди авторов этих полотен известные французы – Сублер «Рождество Христово», Лазарини «Семирамида» и знаменитый итальянец Тициан «Несение креста». Впоследствии все эти работы сыновья архитектора, не отличавшиеся хозяйственной сметкой и влезшие в долги, продали А.В.Ступину в его знаменитую галерею Арзамасской школы живописи. В Кардавиле в руинированном виде сохранилась Покровская церковь – памятник градостроительства и архитектуры регионального значения (середина XIX – начало XX вв.). Около храма находится некрополь Баженовых – владельцев села, потомков зодчего В.И.Баженова. До наших дней дошли несколько надгробий. Галина Филимонова Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 07 марта 2012 года В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Павла Пронина, Дмитрия Соколова, Марины Акиловой, Владимира Бакунина, а также фотографии, предоставленные Т.П.Виноградовой Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|