Руки прочь от культурного наследия! Защита Выксунского парка Череду скандалов и возмущений общественности, связанных с незаконным «переносом» елей из Александровского сада и вырубкой деревьев в Сормовском парке в Нижнем Новгороде, продолжает новая история, происходящая в одном из районных центров Нижегородской области. Под угрозой уничтожения – очередной памятник градостроительства и архитектуры – парк усадьбы Баташёвых в Выксе. В начале июля 2012 года в части парка, примыкающей к главному усадебному дому, начались активные земляные работы: здесь вырыт котлован, уничтоживший культурный слой. В опасности – 200-летние деревья, в том числе и уникальные лиственницы. Парк в Выксе – составляющая памятника градостроительства и архитектуры федерального значения XVIII – XIX веков. Речь идёт об уникальном усадебно-промышленном комплексе братьев Баташёвых, тех самых «рудознатных мастеров» из Тулы, заложивших в 1765 году среди дремучих лесов на Оке чугунолитейный и железоделательный заводы. В «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области» включены следующие объекты: главный усадебный дом заводчиков Баташёвых, здания конторы, конного двора, аптеки, Рождественская церковь, три пруда с плотинами и водосбросами, два корпуса мастерских, остатки стен доменного и литейного корпусов Верхне-Выксунского завода и, конечно же, парк. Несколько лет назад в ходе реставрационных работ было утрачено аутентичное здание конторы Баташёвых, датируемое 1767 годом и описанное П.Палласом по поручению Российской академии наук в 1768 году. Так что у общественности есть основания не доверять любым работам, проводимым вновь на этом объекте. Жители Выксы всерьёз опасаются потерять историческое лицо своего города и свою самобытность. В Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области уверяют, что никаких разрешений на проводимые работы на этом объекте культурного наследия федерального значения они не выдавали, согласований также никаких не проводилось. Участники инициативной группы по спасению Выксунского парка написали заявление в Прокуратуру Нижегородской области, а также в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия). У них есть основания утверждать, что работы в парке ведутся без соответствующего проекта организацией, не имеющей на это соответствующей лицензии. Впрочем, согласно действующему законодательству РФ (Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ), ответственность за сохранность объекта историко-культурного наследия несёт его собственник. Для справки: Город Выкса – центр старинного промышленного района – яркий пример того, какую важную роль в облике города играют исторические ландшафты, находящиеся на государственной охране. В настоящее время исторический парк и хвойный лесопарковый массив составляют зелёное ядро города общей площадью 43 гектара. Парк был заложен в 1821 году по образцу знаменитого Люксембургского. Он напоминал французский регулярный парк, в котором особенно остро чувствуется подчинение природы воле человека. 190 лет назад здесь были выкорчеваны естественные хвойные массивы – огромные ели, сосны, а на их месте в регулярном порядке были высажены лиственные деревья. Также была проведена центральная композиционная ось парка – главная липовая аллея, на юге она замыкалась дворцом, на севере уходила в безбрежные хвойные леса. Согласно справочнику В.В.Баулиной «Сады и парки Горьковской области», из парка открывался прекрасный вид на два пруда, называемых Лебединками, с плотиками и гондолами, лебедями и дикими утками. Эти пруды выполняли важную мелиоративную роль, так как уровень грунтовых вод в этих местах был высок. Таким образом, наряду с художественно-эстетическими задачами решались и вопросы по осушению территории. Большую культурно-историческую и научно-познавательную ценность представляют элементы искусственно преобразованного рельефа, террасы, холмы, рвы, отводящие избыток из прудов, богатый ассортимент насаждений. Как результат умелой работы садовника следует отметить сохранившийся экземпляр лиственницы, форма ствола и ветвей которой напоминает лиру. Территорию парка украшали мраморные скульптуры, созданные по мотивам греческой мифологии, красивые фонтаны, висячие беседки, эоловы арфы, мраморные гроты. Аллеи парка были иллюминированы различными фонариками. Для развлечения гостей были сооружены качели. В оранжереях парка, называемых зимним садом, росли субтропические растения: ананасы, абрикосы, лимонные и померанцевые деревья, виноград, плоды которых в зимние месяцы поставлялись к столу императрицы Екатерины II и князю Потёмкину. Росли в парке и местные сорта плодовых и фруктовых деревьев: яблони, груши, сливы, терн. Среди декоративных кустарников здесь встречается сирень, шиповник, жёлтая акация. В начале XIX века в молодом липовом парке по приказу И.В.Баташёва было построено первое деревянное здание крепостного драматического театра, который по наружному и внутреннему оформлению, по сценическому использованию артистов мог служить украшением любого губернского города. Декоратором в Выксунском театре был крепостной М.И.Скотти, прошедший длительную подготовку в Италии. Здание это не сохранилось, но память о лучшем крепостном театре на территории России до сих пор жива. Особенно привлекательны пейзажи около прудов. Зеркальная гладь воды отражает светлый березняк на островке, ярко выделяющийся на тёмном фоне хвойного массива. О прудах нужно сказать отдельно. Запруженные речки Выкса, Железница, Велетьма и другие образовали громадные водохранилища общей площадью 8,5 кв.км, которые преобразовали ландшафт этой местности. Баташёвские пруды стали главным композиционным и функциональным центром поселения. Созданный Баташёвыми садово-парковый комплекс, окружённый безбрежными искусственными водными просторами Выксунских прудов, известен далеко за пределами России. Именно здесь в 2011 и 2012 году проводился международный фестиваль «Арт-овраг». В нём принимали участие архитекторы и художники из разных стран мира, восхитившиеся красотой и живописностью местного ландшафта. P.S. Подробнее о ситуации – в публикации Алексея Тележникова «Пир во время чумы, или «Арт-Овраг» в Выксунском парке». Материал подготовила Галина Филимонова В настоящей публикации использованы фотографии Галины Филимоновой, Дмитрия Соколова, а также фотографии, предоставленные Алексеем Тележниковым, Анной Давыдовой и Мариной Игнатушко Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 26 июля 2012 года Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|