О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ

Закат на реке Пьяне близ Пильны, фото Владимира Бакунина

 

13 апреля 2015 года

Материал* предоставлен Петром Тюлиным для публикации в рамках
проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Из истории Пильнинского района Нижегородской области

Занимаясь изучением истории своего родного края, мною собраны и изучены опубликованные книги, статьи и доступные архивные источники по истории Курмышского, Алатырского уездов и Пильнинского района. В статьях, написанных жителями Пильнинского района, имеются неточности в описании местности, датах, цифрах и даже выдуманные предположения. Практически ни в одной статье нет ссылок на документы, подтверждающих названные цифры или события. Количество жителей в селениях показано без указания года. Авторы уверяют, что на землях, занятых Пильнинским районом, ранее рос непроходимый лес, название селениям давались бессистемно. Постараюсь с помощью достоверных архивных источников внести ясность и уточнить некоторые сведения, касающиеся истории селений района.

Описание местности района

Для описания Пильнинского района, территорию, на которой он расположен, необходимо разделить на две части: «Запьянье», территория по левую сторону реки Пьяны, и «Межпьянье», территория по правую сторону реки Пьяны, в сторону истока реки и города Алатырь. Это связано с тем, что эти две территории осваивались и заселялись в разные годы и до 1780 года территория «Межпьянье», с населёнными пунктами относилась к Алатырскому уезду, а не к Курмышскому. В настоящее время в районе 73 населённых пункта, из них 46 находятся на территории «Запьянье» и 27 на территории «Межпьянье». За столетний период, между 1913 и 2013 годами, несколько селений прекратили своё существование, а другие появились вновь.

Описание начнём с года образования Курмыша. По сведениям Кирьянова И.А. [8], первое упоминание в русских летописях о наличии пограничной службы на границах Нижегородского княжества относится к 1375 году. Восточная и юго-восточная граница Княжества в XIV столетии шла по левому берегу реки Пьяны в её среднем и нижнем течении, а далее по левому берегу Суры до её устья. После присоединения Нижнего Новгорода к Москве (1394 год), эта граница стала государственным рубежом Руси и была таковой до средины XVI столетия, до взятия Казани Иваном Грозным. После этого государственная граница страны отодвинулась к востоку и на юг, к реке Алатырь. Основным опорным пунктом на пьянско-сурской границе была крепость Курмыш, основанная в 1372 году на берегу Суры, у впадения в неё речки Курмышки.

Вдоль пьянско-сурской границы в XIV - XVI столетиях шли постоянные военные столкновения сил Руси с войсками Казани и степняками-кочевниками. Большинство этих столкновений носило местный характер и не отмечено русскими летописями.

Хорошо описана местность юго-востока Нижегородской области в книге Орлова А.М. [16]: «В природном отношении выделяются две зоны – Пьянско-Присурская (юго-восток), характеризующая возвышенной остепнённой местностью, и Волжско-Пьянская (или северо-приволжская), отличается волнисто-балочной местностью, наличием дубравных лесов. Общее для обеих зон – отсутствие крупных лесов, наличие степной растительности, преобладание равнинных мест, удобных как для земледелия, так и для скотоводства. Эти места известны как Татарская Степь – название, ставшее общепринятым и в просторечии и в научной литературе. Это название отражает многовековую историю юго-восточных земель, особенно Припьянье, как мест проживания тюркоязычных племён.

Природные условия степей издревле привлекали кочевников как идеальные для кочевий и пастбищ. В аграрной литературе термин «татарская степь» употребляется как эталон черноземья - степных зон Нижегородского Поволжья. С этими местами связаны крупные исторические события: Пьянское побоище (1377 год); сражения с ногайцами (1611 и 1612 годы); завершающий этап восстания, под предводительством Степана Разина (1670 год)».

Хотя основная часть рассматриваемой территории была степью, но вдоль рек, за Пьяной и Сурой территория была покрыта лесом. Можно считать, что один миф, о крупных, непроходимых лесах при образовании селений, мы развеяли. В местах, где крупные лесные массивы, крупных селений нет. Мне приходилось проезжать по дорогам районов, где находятся крупные лесные массивы, там почти нет крупных селений, а в лесных массивах деревни насчитывают от 10 до 40 домов. И лес около таких деревень растёт, как говорят в народе, за околицей. В Пильнинском районе многие селения имели большое количество дворов и многочисленное население, и лесов рядом нет. В статье про Можаров-Майдан [32] имеются противоречия по этому вопросу. В начале статьи написано, что на месте села был непроходимый, заваленный толстым валежником лес, а в конце статьи: «Дрова летом не готовили, ездили зимой на салазках пешком, кто на собаках, быках – бывало даже за 15-20 вёрст. Этими дровами и топились зиму». Зачем было ездить за 20 вёрст за Пьяну, если лес, как пишут в статье, рос в селе и рядом с ним?

Воскресенская церковь в Мальцеве, репродукция картины Светланы Егоровой (Хрипкиной)  Воскресенская церковь в Мальцеве, репродукция картины Светланы Егоровой (Хрипкиной)

Заселение территории района

Прежде чем рассматривать заселение восточной и юго-восточной части Нижегородской области, необходимо знать административное деление и местное управление в XIV - XVI веках. Территории, которые раньше подчинялись удельным князьям, в XIV веке становились административно-территориальной единицей в системе общерусского управления – уездом. В XVI веке уезды подразделялись уже на станы и волости. Эти деления просуществовали до 20 годов XX века. В 1708 году Пётр 1 провёл реформу и ввёл в качестве территориальной единицы – губернию, оставив уезды, станы и волости. Обычно население владельческих крестьян объединялись в станы и волости. Волостные управления утверждались по закону [33]. Первоначально они являлись органами управления государственными крестьянами, с 1861 года – всеми крестьянами.

В 1565 году был образован Алатырский уезд. В его состав вошли земли и селения, расположенные от реки Пьяны в сторону реки Алатырь, («Межпьянье»). Уезд был разделён на станы и волости. Эти земли оставались в Алатырском уезде до 1780 года. В 1708 году Алатырь с уездом приписывается к Казанской губернии, а в 1714 году к вновь образованной Нижегородской губернии, которая в 1717 году была упразднена, а её территория возвращена Казанской губернии. Территория «Межпьянье» и заселение её, в пределах Пильнинского района описана в статьях: «Познай свой край» и «Княжиха-Тенекаево – сиамские близнецы».

Курмышский уезд был образован в 1552 году. С 1552 по 1708 год Курмыш – уездный центр, управляемый воеводами. С 1708 по 1917 год – земством. С 1917 по 1923 год Курмыш – уездный центр Советской власти. С разделением России на губернии в 1708 году Курмыш с уездом был причислен к Казанской губернии, а в 1722 году из Казанской губернии переводится в Нижегородскую губернию и становится уездным городом Алатырской провинции. В 1779 году при открытии нижегородского наместничества Курмышский уезд опять входит в состав Казанской губернии. В 1780 году уезд вошёл в состав вновь открытого Симбирского наместничества, а потом губернии и остаётся в ней до 1922 года.

До 1781 года уезд включал в себя три стана. В разные годы состав уезда менялся, как по численности селений, так и по площади земли. Вот некоторые выдержки описания границ Курмышского уезда, приведённые Давыдовой А.А. [7]: «В начале XVII века территория Курмышского уезда распространялась до Мурашкина и Лыскова. В 1645 году Мурашкинская и Лысковская волости перешли в Нижегородскую губернию. Причиной данного перехода могло быть в несоответствии этих населённых пунктов своему уездному городу Курмышу по размерам – их население превышало население последнего в десятки раз. Они в 1623 – 1626 годах, находясь ещё Курмышском уезде, состояли из 24 и 20 населённых пунктов соответственно. В 1558 году к «Мордве Запьянской» Нижегородского уезда относились расположенные на реке Пьяне деревня Пилекшева, деревня Новое Можарово (Андосово тож), на речке Анда, впоследствие образующие «анклав» Нижегороского уезда в Курмышском. В 1859 году в этот «анклав» входили восемь населённых пунктов, которые в дальнейшем вошли в Пильнинский район. Среди них пять, которые считались мордовскими, это: Старинское, Соколиха, Большое Андосово, Владимировка, Гари [14]. Населённые пункты были объединены в Большеандосовскую волость, которая относилась к Нижегородскому уезду, а в дальнейшем к Сергачскому. При образовании Пильнинского района населённые пункты волости вошли в состав района и образовали Большеандосовский Совет. Также в состав района вошли десять населённых пунктов, которые по переписи 1859 года входили в Васильевский уезд Нижегородской губернии. К этим селениям относились: Алисаново, Андреевка, Александровка, Борщиково, Левашовка, Лисья Поляна, Межное-Майдан, Озеровка, Плетниха, Ульяновка.

В 1393 году местности вокруг Курмыша были отведены монастырям. В частности, угодья, озёра и речки вокруг Курмыша были переданы Благовещенскому монастырю. В 1636 году в непосредственной близости от Нижегородской деревни Андосово появилась новая вотчина Нижегородского Благовещенского монастыря с центром в селе Столбищи. С этого времени оно и расположенные рядом два починка Большая Лисья Полянка (Енаево тож) и меньшая Лисья Полянка, первоначально входившие в Курмышский уезд, стали считаться нижегородскими. По некоторым данным, эти земли были переданы Благовещенскому монастырю гораздо раньше. По писцовым книгам письма и меры Семёна Жеребцова 1626 года эти населённые пункты уже существовали. В 1688 году Благовещенскому монастырю была пожалована Николаевская Медянская пустынь. В этом же году была выдана грамота царей Иоанна, Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны Амбросиевскому Дудинскому монастырю на владение деревней Балеево с угодьями и покосами. Обширными поместьями в Курмышском уезде располагали также Нижегородский Печерско-Вознесенский и Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева Пустынь. В своей статье М.Куроптев [9] в 1870 году писал: «15 июля 1680 года Государь и Царь Фёдор Алексеевич пожаловал грамоту монастырю Успения Пресвятыя Богородицы Флорищевой пустыне, строителю иеромонаху Илариону с братией на рыбные ловли, звено реки Пьяны и другие воды. В звено входил участок Пьяны от Андосовских вод по оброчные можаровские воды с падучими речками и глухими озерками. 29 ноября 1686 года, строителю Илариону, с братией, была выдана выпись, из приказной избы, на владение пустым мельничным местом, и к той мельнице под двор место, на можаровском берегу».

Даже в 1896 году мельница на реке Пьяне относилась к Флорищевой пустыни. На юго-востоке и востоке земли Нижегородского уезда образовали стык с Курмышским уездом, границы которого определить очень сложно. Долгий период отделения нижегородских земель с курмышскими выразились в их административно-территориальном делении конца XVI-XVII веков, наличием «анклавов» одного уезда на территории другого, т.е. в Нижегородском уезде находились населённые пункты и угодья Курмышского, а в Курмышском – Нижегородского. «В узде много оставалось пустующих земель, которыми располагали монастыри. Пустующие земли монастырей привлекали как местных курмышских, так мещерских и арзамасских татар. Это особо наблюдалось в эпоху Смуты, когда уездные власти были деморализованы и во главе уезда стал перебежавший из Арзамасского уезда новокрещён Казаков – предок князей Шейсуповых, расселявший татар на монастырских землях, независимо от отношения к службе. Судебные тяжбы между монастырями и татарами, из-за этих земель, продолжались ещё и в XVIII веке. Монастырские власти использовали эти тяжбы для крещения татар» [16]. Из этого описания можно сделать вывод, что владельческие селения в «Запьянье» стали в основном образовываться после получения наделов земли, их хозяевами. Массовая раздача земли на территории «Межпьянья» началась после взятия Казани. Значительная часть этих земель перешла в руки татарской, чувашской и мордовской знати, которая была на службе Москвы. Получая обширные и плодородные земли с поредевшим или вообще отсутствующим населением, эта знать, особенно крупная, вела широкую колонизацию края при поддержке правительства. Население привлекалось различными льготами или просто переселялось из других мест по воле владельцев. В результате на территории района появились выходцы со всех концов русского государства.

В XVII веке в Курмышский уезд из Чебоксарского была передана Юмачевская волость со всеми населёнными пунктами. Самым восточным населённым пунктом был Мыслец. В 1859 году в Курмышском уезде находилось 106 населённых пунктов с чувашским населением.

Симбирское наместничество с центром в Симбирске было образовано 27 декабря 1780 года, объединив 8 уездов, в том числе Алатырский и Курмышский. В 1796 году наместничество переименовано в губернию. В это время старались выровнять уезды по занимаемой площади и количеству населения. В ведомостях Симбирского наместничества 1780 года по Алатырскому [27] и Курмышскому [26] уездам имеются данные: количество селений в узде; их название; какие из них назывались селом или деревней; указано место их расположения (при какой реке или речке или озере и т.д.); количество населения; к какой категории относились крестьяне того или иного поселения; число в них ревизских душ. Перечислены имена и фамилии владельцев вотчин в уезде.

По Курмышскому уезду в XIX веке неоднократно проводились переписи населённых мест. В 1859 году перепись проводилась по станам. В уезде было два стана – 1-ый и 2-ой. Из результатов переписи видно, что в уезде увеличилась площадь, количество селений, количество жителей. Имеются данные по переписи населённых мест за 1880, 1896, 1913 годы. К этому времени все селения были разделены по волостям, но станы остались. Что же отражали эти переписи? Из переписи 1859 года можно узнать: название каждого селения (если селение имеет два названия – первым помещено самое употребительное); род селения (село, деревня, посёлок и т.д.); при какой реке или речке селение расположено; к какой категории относились крестьяне; число в селении дворов; число душ мужского и женского пола; число в селении православных храмов, мечетей; количество заводов (кирпичных, поташных). Можно узнать расстояние поселения в верстах: от губернского и уездного города, от волостного правления и от почтовой станции. Из переписей, которые проводились по волостям, дополнительно можно узнать национальный состав населения (русский, татарин, чуваш и т.д.); в каких селениях были открыты школы и другие общественные здания; все отдельно стоящие строения (хутора, водяные и ветряные мельницы, лесные сторожки, пасеки и т.д.).

ТАБЛИЦА 1. Данные по Курмышскому уезду:

Описание некоторых населённых пунктов района

Историческая справка. «В деревне в среднем насчитывалось 4,4 двора; в сельце 5,3; в селе 7,7. Крупным здесь было поселение в 10 дворов. За полтора века укрупнились поселения в 3 – 4 раза. Типичная стала деревня в 7 – 15 дворов. Сельцо более 10 дворов. По переписи 1623-1626 годов – преобладали малодворовые деревни, насчитывающие в среднем 3 – 4 двора» [24].

Для примера приведу сведения по трём селениям, в которых проживало мордовское население (по данным А.А.Гераклитова) [6]. Авторский текст описания сохранён. Селения в разные годы имели различные наименования. По этим селениям можно судить, как изначальное название менялось в разные годы.

БАКШАНДИНО, МЕДЯНЫ тож, на речке Медяне, «Мордва Верхопьянская»; деревня Медянская, Сурского стана (1624 год). МЕДЯНЫ, БАКШАНДИНО тож, Низсурского стана (1671 год). С одинаковой вероятностью может быть приурочено или к д. БОКШАНДИНО при р. Медянке и Суре или к с. Медяны при р. Большой Медянке Курмышского уезда. Относительно названия следует отметить, что в 1624 году в этой деревне упоминается мордвин Андрюша Бакшендин, бортничавший в Лемзядовском ухожае. БОКШАНДИНО, деревня при речке Медянке и Суре (1859 год), БОКШАНДИНО деревня при озере Магань, население – мордва (1913 год). В настоящее время село называется – БАКШАНДИНО.

ТАБЛИЦА 2. Данные о числе дворов и жителей в Бакшандине:

Новат, Новацкая тож, на озере на Новате, Новацкого беляка, Мордва Верхопьянская (1624 год). Новать, Новатская тож, Низсурского стана (1671 год).
НАВАТ при речке Новатке (1696 год). Деревня НОВАТЫ при речке Новате (1859 год). НАВАТ – село, при озере Нават, население – мордва (1913 год). В настоящее время село называется – НАВАТЫ.

ТАБЛИЦА 3. Данные о числе дворов и жителей в Наватах:

ЗАОЗЁРСКАЯ (ЗАОЗЁРЬЕ) на Белом ручье у Большого озера, Новацкого беляка, «МОРДВА ВЕРХОПЬЯНСКАЯ» (1624 год). ЗАОЗЁРЬЕ, Низсурского стана (1671 год). ОЗЕРКИ (1719 год). Деревня ОЗЁРКИ при речке РУЧЬЕ (1859 год). Деревня ОЗЕРКИ, население русское (1913 год). В настоящее время – село ОЗЕРКИ.

ТАБЛИЦА 4. Данные о числе дворов и жителей в Озёрках:

В книге А.А.Гераклитова отмечено, что все три селения в 1614 году уже существовали.

Я.Б.Володарский [5] пишет: « Во всех уездах в 1700 – 1737 годах преобладали поместья до 100 душ. Большинство крестьян в 1700 году находились в них. В 1737 году преобладание мелких поместий в целом сохранилось, однако в некоторых уездах, в том числе Курмышском, больше половины крестьян находились уже в крупных владениях. В XVIII веке обычно семья состояла из 4 человек». Используя вышеназванные данные можно с уверенностью сказать, что деревня Лисья Поляна в давние времена не могла иметь 250 домов, как указано в статье об этой деревне в книге «Пильне – 300 лет». Умножим один двор на четыре, получаем 1000 человек населения. В деревне Лисья Поляна, в 1859 году было 83 двора, с населением 585 человек, а в 1722 году в Лисьей Поляне проживало 235 человек.

О селениях Можаров–Майдан и Пильна

В середине XIX века на один двор в Курмышском уезде приходилось 8,5 человек. В статье о Майдане [32], указано, что в селе было 3000 дворов. Но по данным переписи 1913 года, в селе числилось 1068 дворов с населением 6117 человек. Можаров-Майдан был самым большим селом в уезде и в районе в период его создания. Даже в уездном городе Курмыш в 1913 году было 450 дворов с населением 2778 человек.

В Курмыше было: 5 церквей, женская гимназия, городское училище, приходское училище, земская больница и почтовая станция, а в Можаров-Майдане: одна церковь и две школы. В селе 26 июня проходила ярмарка, по субботам был базар. Можно согласиться с автором статьи, что село могло быть образовано в конце XV или в начале XVI века. Но есть сомнения, что основателями села были ссыльные. Это было чисто мордовское село, только со временем население обрусело. Таких сёл в районе не одно, это Большое Андосово, Старинское, Соколиха, Гари, Владимировка, Озерки. Почему-то никто не рассматривает версию, что название села Можаров могло быть дано по фамилии основателя или владельца селения. А.Х.Халиков [23] описывает 500 русских дворянских фамилий булгаро-татарского происхождения. Среди них есть фамилия Можаровы. «Можар» – искажённое имя мижар [4]. Топонимы на «Можар» обычно в землях расселения татар-мишарей. Фамилия Можаровы, вполне закономерно, может быть связана с выходцами из среды татар-мишарей. К примеру, Можаров Дионисий Фёдорович, отмеченный в Рязани в 1597 году. В некоторых архивных документах, название села пишется одним словом – Можарово. Такое же название имели в разные годы село Большое Андосово и деревня Старое Можарово (Юмурга), в дальнейшем – Юморга, которая образовалась в XVI столетии, возможно вместе с Можаровским Майданом.

Орлов А.М. [15] пишет, что за счёт переселения из деревни Можарово (Юморга) будут основаны (примерно 1614 год) новые деревни: Акузово, Кисленка, Сугатово. Малое Андосово образовалось за счёт выселки из Большого Андосова. Татары деревни Старое Андосово, после смутного времени (между 1612 – 1622 годами), писали, что им отведена эта мордовская деревня, но многие мордовские крестьяне «разбежались безвестно». Власти принимают меры для водворения мордвы в свою деревню и обязывают их платить оброк в казну. Можно также предположить, что название Можарово пришло вместе с населением, которое переселилось в эти края и все мордовские селения, которые расположены, вблизи Пьяны, произошли путём отселения от трёх сёл с названием Можарово. В дальнейшем путём выселок из Можарово-Майдана образовались селения: Дмитриевка (Малый Майданчик), Большой Расскат, Доброволевка, Ясная Поляна, Шахово, Саранка.

Рядом с селом Можаров-Майдан было выделено место для строительства водяной мельницы. По всей вероятности эта мельница была построена, и не одна. Вторая мельница была построена на расстоянии шести вёрст от первой, вверх по течению, то есть на краю совремённого р.п. Пильна. Плотина была построена ещё до указа Петра I. Почему именно в районе Пильны? Перед строительством необходимо было выполнить некоторые требования: 1) желательно, чтобы глубина реки на месте строительства была небольшая; 2) чтобы уровень воды в водохранилище, после строительства плотины, никогда не поднимался выше берегов реки; 3) желательно, чтобы ширина реки в этом месте была минимальной. По этим требованиям и подбиралось место для устройства плотины.

Водяные мельницы могли выполнять много функций без ущерба природе. Крутили колёса, обдирали просо, гречку, овёс. Мололи муку, пилили лес. Делались специальные приспособления: сукновальня для валяния домотканого сукна, чесальный барабан для шерсти. Вот какие названия Пильны мною обнаружены: Можаровский кошмовальный завод, Пильня (1722 год), Пиловалиха завод (1744 год), Пиловальные заводы (1780 год), Пиловальный завод (Пильна) (1859 год) и только в 1896 году Пильна стала писаться первой, а в 1913 году в названии осталась только Пильна. Название Можаровский кошмовальный завод есть в статье Светланы: «Южная часть Нижегородской области Пильнинский район» [32]. Получается, что до установки пиловальных станков плотина использовалась для кошмовального станка.

Обосновывая наличие двух плотин, можно привести описание Курмышского уезда [25] Чибиса А.А., служащего Государственного Исторического Архива Чувашской Республики, что в XVIII веке из промышленных предприятий самыми известными были два лесопильных завода у села Можарово и четыре частных винокуренных завода. Лесопильные заводы находились: один в районе Пильны, второй в районе Можаров-Майдана. Подтверждение, что было два пиловальных завода, содержится в архивных фондах РГАДА. В архивных делах за 1722 год имеются: «Сказки о крестьянах и работных людях лесопильных заводов в сёлах Можарове и Пильном заводе (с. Пильня), ведомства Казанского адмиралтейства Порецкой волости Алатырского уезда» [28]. В делах за 1722 – 1727 годы имеются: «Сведения о переводе на прежние места жительства крестьян разных губерний, работающих на пиловальных заводах сёл Пильня и Можаровский Майдан Алатырского уезда. Реестры пришлых крестьян сёл Пильня и Можаровский Майдан, с указанием прежнего места жительства. Отпускные крестьяне. Сказки о возвратившихся беглых дворцовых крестьян, обнаруженных на пиловальных заводах. Дела о возвращении беглых на прежние места жительства. Допросы и реестры пришлых помещичьих и монастырских крестьян, обнаруженных на пиловальных Пьянских заводах в сёлах Пильня и Можаровский Майдан Алатырской провинции, высланных на прежние места жительства в другие уезды и губернии. Реестры пришлых мастеровых людей (кузнецов, плотников, пильщиков) оставшихся на пиловальных Пянских заводах» [29].

Жителям села Пильня выделялись небольшие участки земли, четыре с половиной осьминника на душу населения (4,5 осьминника равнялись 0,6165 га) во всех полях.

Из вышеприведённых сведений можно сделать следующие выводы:
1. В Можаровском Майдане и в Пильне в 1722 году уже были церкви, так как Пильну и Можаров-Майдан называли сёлами. Раньше селом назывались селения, где была церковь.
2. Работали на этих заводах крестьяне разных уездов и губерний.
3. Среди работающих на заводах были и беглые крестьяне.
4. Сёла Пильня и Можаровский Майдан относились к Порецкой волости Алатырского уезда, ведомства Казанского адмиралтейства.

Историческая справка. Адмиралтейство в Казани было официально основано в 1718 году по указу Петра I, хотя строительство военных судов для Азовского и Балтийского флота началось там ещё с конца 1700-х годов. Работы по судостроению до открытия адмиралтейства выполнялись под строгим наблюдением воевод, назначенных царским указом. В 1697 году им предписывалось заготовлять лес. Но лес рубить не подряд, а выбирать подходящие деревья и при порубке сажать новые. Заготовка корабельного леса проводилась в три этапа: 1-ый – поиск деревьев, годных для кораблестроения; 2- ой – вырубка; 3-ий - вывоз к пристаням. Поиском занимались специально обученные люди. Рубка и вывозка осуществлялась специальной категорией государственных крестьян – «лашманами». По реформе Петра I, некрестившиеся служилые татары приписываются к Казанскому адмиралтейству для заготовки корабельного леса. Их стали называть лашманами. Эта работа была крайне тяжёлой. С целью облегчения и ускорения заготовки леса Пётр I издал Указ о введении ручных пил вместо топоров с 1 января 1701 года. Была установлена очерёдность – из каждых девятки приписанных лиц в возрасте 15 – 60 лет в течение 6 месяцев должен был работать один конный и один пеший работник. Зажиточные крестьяне могли нанять вместо себя неимущих. Лишь в 1754 году правительство включило в лашманы часть ясачных крестьян. Лашманство было отменено лишь в 1859 году, когда «корабельные леса» были переданы из морского ведомства в Министерство государственных имуществ, и лашманы переведены в общий разряд государственных крестьян. Численность татар, приписанных к корабельным работам с каждым годом увеличивалась так, что по итогам второй ревизии (1742 – 1747 год) было приписанных к Казанскому адмиралтейству: в Воронежской губернии 10,8 тысячи; Казанской – 45,9 тысячи; Нижегородской – 8,9 тысячи. От корабельных работ были освобождены крестившиеся иногородцы да русские [15]».

Интересные подробности о труде лашман Симбирской губернии приводит Орлов А.М. [15], ссылаясь на журнал «Русская старина»: «В губернии находилось до 270 тысяч десятин корабельного леса, сосновые боры и дубравы занимали до 37,5% всей лесной площади губернии. Особенно лесистой была её северная часть – правая сторона реки Алатырь, восточные части Алатырского, Курмышского и западной части Буинского уездов. Автор статьи в журнале восхищался дубовыми кряжами в 2 – 3 аршина в диаметре. Лашманы, чтобы вывести такое бревно на пристань, запрягали в особые сани до 150 лошадей. Двинуть с места мало 200 человек, бьются не один день».

По данным ведомости Симбирского наместничества за 1780 год, в селе Можаров Майдан проживали приписные адмиралтейству крестьяне, то есть лашманы. В деревне Пиловальные Заводы проживали ясачные крестьяне (так написано в документе). В 1834 году составлялись ревизские сказки на служивых татар, проживающих в селе Пильна (Пиловальный завод), а в 1857 - 1858 годах на лашман сёл Можаровский Майдан и Пиловальный завод.

Справка. В XVIII – XIX веках в России существовало несколько категорий крестьян. Одна из них называлась «ясачные крестьяне». «Ясачные крестьяне, название нерусских народностей Поволжья и Сибири XV – XVII веков, которые платили натуральный налог – ясак. К категории ясачных крестьян относились мужчины от 18 до 50 лет (позднее - с 16 до 60 лет за исключением больных и увечных). Кроме того, ясачные крестьяне должны были нести в пользу государства натуральные повинности: дорожную, ямскую».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что для рубки и доставки деревьев на место переработки население окрестных сёл не привлекалось, то есть в статье про Пильну, в книге «Пильне 300 лет» написано об этом ошибочно. Так же ошибочно в книге написано, что в деревне Рыхловка в 1800 году была построена начальная школа. В этой деревне земское училище появилось только в начале XX века. Приходские школы рекомендовано было открывать в 1837 году в домах священников. Сначала их открывали в уездных и волостных центрах и только к концу XIX века их стали открывать в сёлах.

О названии селений

В настоящее время довольно трудно объяснить происхождение некоторых названий. В разные годы переписи поселений меняли отдельные буквы в названии, некоторые сёла имели два, а иногда и три названия. Историк-топонимист С.Б.Веселовский [4] писал: «На землях в центральной части России больше 50% названий поселений составляют такие, в основе которых лежат личные имена или фамилии основателей или владельцев». Очень часто поселения брали своё начало от названия местности или переселенцы присваивали новому поселению то название, откуда их переселили. Сёлам, в которых построили церкви, присваивали названия престолов этой церкви. Многие населённые пункты, в период их существования, в разные годы имели разные или двойные наименования и разных владельцев.

Населённые пункты: Курмыш, Андосово, Арьевка, Медяна, Мочалеи, Наваты, Петрякса, Саранка, Ялма, – носят названия одноимённых речек, вблизи которых они находятся.

В основе названия населённых пунктов: Алексеевка, Андреевка, Большая Александровка, Ащериха, Бакшандино, Болобоново, Барятино, Владимировка, Жданово, Левашовка, Мамешево, Романовка, Рославка, Тенекаево, Тимофеевка, Ульяновка, Языково, – лежат личные имена или фамилии основателей или владельцев.

Список владельцев селений в Курмышском уезде в 1780 году [26]. Фамилии и имена владельцев, которые могли быть использованы при названии селений: Андреев Николай, Ащерин Игнатий, Алекин Андрей, Александров Семён, Бабичев Пётр – князь, Бахметьев Григорий, Бобаедов Пётр, Батурин Алексей, Болтин Александр, Демьянов Иван, Девлетьколдеев Иван, Дадиан Пётр – князь, Зиновьев Пётр, Куроедов Емельян, Левашов Александр, Лихушин Иван, Мантуров Борис, Мустафин Иван – князь, Мещерин Михаил, Насакин Дмитрий, Никитин Алексей, Николаев Андрей, Пашков Александр, Пазухин Пётр, Приклонский Николай, Раславлев Иван, Столбов Василий, Трофимов Александр, Ульянин Василий, Чегодаев Василий – князь, Шкурин Василий, Языков Иван, Якушкин Дмитрий.

В 1781 – 1850 годах несколько семей, целые династии, владели большими площадями земли, сенокосных угодий, крепостными крестьянами в Курмышском уезде в пределах совремённого района [30]: Андриевский Степан Степанович, Андриевская Елизавета Алексеевна, Андриевский Алексей Степанович, Андриевский Сергей Сергеевич, Андриевский Александр Сергеевич, Бахметьев Александр Иванович, Бахметьев Александр Николаевич, Бахметьева Варвара Александровна, Бахметьев Николай Иванович, Бахметев Григорий Алексеевич, Бахметев Григорий Иванович, Бобоедова Палагея Васильевна, Бобоедов Владимир Васильевич, Бобоедов Гаврила Васильевич, Болобанов Сергей Сергеевич, Болобанов Алексей Сергеевич, Болобонова Екатерина Алексеевна, Зиновьев Дмитрий Михайлович, Левашов Александр Иванович, Левашов Александр Александрович, Левашов Константин Александрович, Левашова Елизавета Степановна, Левашова Марья Васильевна, Мельгунов Степан Степанович, Мустафин Александр Иванович, Мустафина Дарья Егоровна, Оболенская Екатерина Алексеевна, Оболенская Варвара Алексеевна, Оболенская Аграфена Степановна, Пазухин Александр Сергеевич, Пазухин Дмитрий Сергеевич, Пазухина Елизавета Николаевна, Пазухин Сергей Петрович, Пазухина Евлампия Сергеевна, Пантусова Надежда Борисовна, Панова Софья Николаевна, Панов Василий Алексеевич, Пашкова Дарья Ивановна, Пашков Егор Иванович, Пашков Алексей Александрович, Перхуров Пётр Андреевич, Перхурова Анна Васильевна, Перхурова Елизавета, Приклонский Андрей Иванович, Приклонский Михаил Николаевич, Приклонский Иван Иванович, Попов Иван Иванович, Романов Фадей Романович, Рославлева Варвара Дмитриевна, Салтыкова Марья Яковлевна, Салтыкова Дарья Петровна, Столбов Лев Александрович, Столбова Анна Алексеевна, Ульянов Александр Яковлевич, Ульянов Егор Яковлевич, Ульянов Андрей Дмитриевич, Шипилова Екатерина Борисовна, Шипилов Пётр Александрович, Шипилов Василий Петрович, Шипилова Екатерина Ивановна, Шипилова Александра Петровна, Ягодинский Иван Иванович, Языков Дмитрий Дмитриевич, Языкова Варвара Дмитриевна.

Большинство владельцев земель имели наделы и в других уездах Нижегородской и Симбирской губернии.

Фамилии владельцев селений и их название в 1858 году [19]:
Андреевский Сергей Степанович – дер. Александровка, дер. Бакшандино, дер. Левашовка.
Андреевская Елизавета Алексеевна – село Жданово, дер. Юморга.
Жадовский Михаил Никитович – село Арьевка, дер. Романовка.
Коптева Екатерина Ивановна – село Мамешево, село Болеево, сц. Беловка.
Левашова Мария Васильевна – село Медяна, село Каменка, дер. Романово.
Мельгунов Павел Степанович – село Знаменское.
Метальникова Мария Алексеевна – село Медяна, дер. Рославка.
Графиня Оболенская Агрофена Степановна – сц. Тинякаево.
Пазухин Дмитрий Сергеевич – село Басурманы.
Панов Сергей Николаевич – Медяна, Языково, Княжая Гора (Княжиха).
Болтина Елизавета Алексеевна – село Барятино.
Пасынкин Михаил Алексеевич – дер. Карачары.
Пашкова Вера Ивановна – село Медяна, Александровка.
Приклонская Александра Николаевна – Александровка.
Приклонская Александра Петровна – село Кисленка.
Рославлева Варвара Дмитриевна – Мамешево, Языково, Рославка.
Шипилов Пётр Алексеевич – село Деяново.
Шипиловы, Ляпунова, Веселовская -- село Болобановка, Выглядовка (Андреевка).

Здесь не показаны селения и их владельцы, которые находились в 1858 году на территории Нижегородской губернии. Так же отсутствует описание селений с татарским населением. Эти селения хорошо описаны в книге А.М.Орлова [16]. В этой книге Орлов пишет, что современная Ожгибовка имела название Маклаково и была она образована булгарами. Действительно, имеются архивные записи 1673 и 1676 годов о наличии деревни в Курмышском уезде с названием Моклаково и владел этой деревней Сергей Иванович Куроедов. В конце XVII века эта деревня имела второе название Нелидово. В каком году деревня была переименована, неизвестно, но уже в 1789 году ее называли сельцо Ожгибовка и владела им Палагея Васильевна Бобоедова. В списке населённых мест Нижегородской области за 1859 год записано село Ожгибовка (Первовское, Моклаковка).

О том, кто и когда основал село Жданово, достаточно подробно описано в статье «Жданово» [20].

Село Мамёшево основано князем Мамёш Мустафиным приблизительно в начале XVII века. В 1636 году он упоминается как владелец земли на реке Пьяне около мордовской деревни Юморга.

Село Знаменское изначально называлось «Рязанский починок». Починок – от слова «почин», то есть начало. Обычно починок состоял из одного крестьянского двора. Название – «рязанский» может означать, что это переселенцы из Рязанского края. После постройки церкви переименовали в Знаменское, так как престол церкви назывался «Знамение Пресвятой Богородицы».

Село Болобоново названо по фамилии владельцев села. Только фамилии владельцев в разные годы пишутся по-разному, также по разному пишется и название села. В 1694 году Болобаново называлось деревней. По данным архива РГАДА [30]: «1787 год. Нелидинского села – Болобановка тож – вторая треть владения надворного советника Сергея и статского советника Алексея Сергеевича – детей Болобановых с прочими». Июнь 1786 год – Болобаново - село подполковника Александра Никитовича сына Лопухина с прочими. 1786 год. Нелидовское – Болобоново тож – село надворной советницы Екатерины Алексеевны Болобоновой. 1787 год. Нелидинского села – Болобонова тож – одной частью владел Н.В.Чимизов. 1786 год. Болабаново село – Нелидинское тож – владел Александр Петрович Шипилов. 1798 год. Сергей Сергеевич Болобанов владел Гурьевской пустошью. 1798 год. Нелидинского села – Болобанова тож – третья треть общего владения, вдовы капитанши Катерины Ивановны. 1858 год. Село Болобановка. Владельцы – Шипиловы, Ляпунова, Веселовская. 1859 год. Болобаново. (Список населённых мест). В 1884 году село также писалось Болобаново. Поэтому невозможно определить точное название фамилии владельца села и точное название села, тем более в списке дворянских фамилий Нижегородской губернии имеются обе фамилии: Болобановы и Болобоновы.

Название деревня Ягодная, по всей вероятности, пришло вместе с переселенцами из села Ягодное, которое было основано ранее 1616 года на землях Печерского Вознесенского монастыря и которое перешло в Нижегородский уезд. То есть деревня Ягодная в районе образовалось как выселки из одноимённого села, которое в настоящее время находится в Перевозском районе. Название Ягодная могло образоваться и от фамилии Ягодинский, который в 1796 году владел деревней Никольская (Мандровка тож).

Село Княжиха. Прежде, чем называться Княжихой, село имело названия: Княжая Гора (Успенское) – 1913 год, Успенское (Княжая Гора) – 1859 год, Успенское – Княжая Гора тож – 1780 год, Успенское – 1727 год [31]. В книге Баженова Н.И. [3] написано, что церковь в селе построена в 1732 году, но из документов архива [31] следует, что церковь построена 1728 году. Княжая Гора (Княжиха) имела второе название Успенское после строительства церкви, но не предполагал, что это название село имело до строительства церкви. По всей вероятности в часовне, которая была в селе, был алтарь в честь Успенья Божьей Матери.

Названия села Бортсурманы, в разные годы его существования

В Клировых ведомостях за 1768 год по Курмышской пятине есть запись [31]: Басурманы – Николая Чудотворца. Получается, до постройки каменной церкви в селе была деревянная, в которой престол был в честь Николая Чудотворца. Отсюда пошло второе название села – Никольское. Название села Басурманы имеется во всех восьми архивных документах, которые известны, с 1768 по 1858 год. Только с 1859 года в списках населённых мест Симбирской губернии начали писать название села: в 1859 году – Николаевское (Старые Бортсумины), 1884 год – Бортсурманы (Никольское), 1913 год – Бортсурманы. Как пишет Орлов А.М. [16], основателями селения могли быть булгары. Были времена, когда всех, кто не принял христианскую веру, называли басурманами. Можно предположить, что селение получило изначальное название Бусурманы от фамилии основателя. Был дворянский род – Бусурмановы. Известен с 1587 года крестьянин Фёдор Бусурман из Арзамаса, с 1619 года князь Иван Юрьевич Бусурман – Мещерский [23]. Фамилия от слова басурман, бусурман, то есть мусульманин, выходец из среды предков мишарей. Таким образом, предположения о названии села Старо-Никольское и Бортсурманы и о переносе церкви из села Рыхловка, которые рассматривались авторами статьи «История села Бортсурманы», не подтверждаются.

О церквях

Многие, кто интересуется годом постройки церкви в своём селе, пользуются книгой Баженова Н.И. [3]. Надо учесть, в этой книге нет описаний церквей сёл, которые в 1900 году не входили в состав Курмышского уезда. Из описания церквей можно узнать, кто оплачивал строительство церкви, название селений, которые входили в приход данной церкви и другие сведения. Для примера привожу описание двух церквей, с которыми многие жители района знакомы.

Село БОРТСУРМАНЫ (Никольское) при рч. Ялме. Храм каменный, построен в 1789 году помещиком Петром Петровичем Пазухиным. Престолов в нём три: главный (холодный), в честь Успения Пресвятые Богородицы и в приделах (тёплый), один во имя Святителя и Чудотворца Николая, а другой во имя Святителя Иоанна Златоустого. Притч состоит из священника, диакона и псаломщика. Прихожан: в селе Бортсурманах в 168 двор 595 муж. и 598 жен.; в сц. Ягодное в 106 двор 408 муж. и 410 жен.; в дер. Козловке в 30 двор. 103 муж. и 121 жен.; в сц. Рославке в 63 двор. 213 муж. и 213 жен.; в дер. Рыхловке в 41 двор 129 муж. и 145 жен.; в дер. Арьевке (Малавка) в 48 двор. 182 муж. и 207 жен. Всего 456 двор. 1630 муж. и 1694 жен. Сверх того раскольников 6 муж. и 4 жен. Церковно-приходское попечительство существует с 1870 года. Школ в приходе две. В селе - земская (с 1870 г.) и дер. Ягодной - церковная школа грамоты (с 1900 г.), помещается в наёмной квартире.

Успенская церковь в  Бортсурманах  Пильнинского района, фото Владимира БакунинаУспенская церковь в Бортсурманах Пильнинского района, фото Владимира Бакунина

Большую известность, не только в районе, но и в области и соседней республики, церковь получила после канонизации Алексия Бортсурманского в 2000 году. В этой церкви Алексий сначала был рукоположен в диаконы, а через 13 лет посвящён в священники. При ней служил до глубокой старости, у стен её был похоронен, в ней ныне покоятся его мощи.

Село КАМЕНКА. В селе было два храма, оба каменные. Один построен в 1779 году помещиком Алексеем Ивановичем Левашовым, с тремя престолами (главный – во имя святого апостола Иоанна Богослова). Второй построен в 1857 году помещиком Василием Яковлевичем Левашовым с престолом во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Притч состоял из священника, дьякона и псаломщика. Дома они имели собственные. Прихожане: села Каменка, сельца Ново-Никольское, деревень: Калиновка, Романовка, Бокшандино, Александровка. Всего прихожан 436 двора, 1467 мужчин и 1539 женщин. В сельце Ново-Никольское была каменная часовня, а в деревне Романовка – деревянная. Церкви в селе закрыли в 30-х годах 20 века. Одну из церквей вновь открыли в феврале 1945 года, и это стало большим событием для верующих всего района. Приходили не только из ближайших сёл и деревень, но из сёл и деревень всего района и соседней республики Чувашии.

Церковь Иоанна Богослова в Каменке, фото Владимира БакунинаЦерковь Иоанна Богослова в Каменке, фото Владимира Бакунина

В книге Баженова Н.И. указаны годы последней постройки церквей в сёлах, а сколько раз они перестраивалась, как говорится, одному Богу известно. В XVIII веке составлялись Клировые переписи церквей по пятинам, была такая единица учёта в церковной епархии. По данным клировым переписям можно с уверенностью констатировать наличие церкви в большинстве сёл, ранее указанных в книге Баженова Н.И. К сожалению, не удалось ознакомиться с данными Клировых ведомостей раннего периода их составления, а также с Клировыми ведомостями Алатырского уезда. Поэтому, ниже перечисленные сведения по церквям, которые помещены в правой колонке, не дают точных данных о годах наличия церквей в сёлах в ранние периоды их существования. Ниже перечисляю все приходские церкви, которые были в сёлах ныне существующего района:

ТАБЛИЦА 5. Приходские церкви, которые были в сёлах ныне существующего Пильнинского района:

Приведу данные по Курмышу за 1781 и 1900 годы. Надворный советник Тимофей Масленицкий, описал церкви уездного города Курмыш за 1781 год, которых в то время было семь. Первая – Успения Богородицы с приделом великомученика Георгия – деревянная. Вторая – вновь построенная каменная Успения Богородицы, которая ещё не освещена. Третья – близ крепости – Покрова Богородицы с приделом Николая Чудотворца – каменная. Четвёртая – Рождества Богородицы с двумя приделами всех святых и евангелиста Иоанна Богослова. Каменная. Пятая – во имя Святые Троицы. Деревянная. У инвалидной слободы. Шестая – Казанской Богородицы с приделом великомученика Дмитрия Солунского. Каменная. Седьмая – Архистратига Михаила. Деревянная. В 1900 году Н.И.Баженов приводит следующее описание церквей Курмыша. Успенский собор. Соборный храм каменный, построен на добровольные пожертвования в 1791 году. Престолов в нём три: главный - в честь Успения Божией Матери и в пределах, в одном во имя святого великомученика Иоанна воина, а в другом в честь Казанской иконы Божией Матери. При соборе два приписных храма: городской во имя святого Тихона Задонского и кладбищенский. Первый храм каменный. Кладбищенский храм деревянный, первоначально был построен в 1688 году. Богородице-Рождественская церковь. Храм каменный, построен в 1774 году на добровольные пожертвования. Престолов в нём три: главный в честь Рождества Пресвятый Богородицы и в пределах в правом во имя святого Апостола и Евагелиста Иоанна Богослова и в левом во имя Всех Святых. Покровская церковь. Храм каменный, построен в 1745 году купцом Василием Брюхановым. Престолов в нём два: главный - в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в пределе во имя Святители и Чудотворца Николая. Из описаний церквей видно, что и в ранние периоды существования Курмыша, в нём было достаточно много церквей.

В своей биографии Сергей Царяпкин, бывший житель села Столбищи, пишет, что здание церкви, постройки 1906 года, было приспособлено под школу. На этом же месте в 2006 году была построена часовня. Все выше названные церкви были закрыты в 30-х годах ХХ века [34]. В настоящее время в семи сёлах, Курмыш, Можаров-Майдан, Каменка, Бортсурманы, Деяново, церкви восстановлены, а в Пильне и Языкове построены вновь.

Архивные сведения по церквям показывают, что во многих сёлах имелись церкви до постройки новых, которые показаны в книге Н.И.Баженова [3]. Можно привести и другие доказательства наличия церквей в некоторых сёлах. Например, в 1781 году Троицкому селу (Жданово тож) принадлежала часть отхожей части пустоши Грековой, которой владел Алексей Степанович Андриевский (по данным Н.И.Баженова, церковь в Жданове была построена в 1811 году). Село Троицкое называлось по названию церкви. В 1787 году Нелидского села (Болобановка тож) – вторая треть владения надворного Советника Сергея и Статского Советника Алексея Сергеевича – детей Болобановых (по данным Н.И. Баженова, церковь была построена в 1793 году).

Сведения о наличии исповедальных ведомостей сёл: Старинского Курмышского уезда 1721 года; Медяны, Мамешево, Богословское (Каменка тож) 1725 год.

Село – это древнейшее название славянского поселения. До 1917 года неотъемленным элементом села была церковь. При отсутствии церкви, поселение называлось деревней. Одни из первых сёл, образованных на территории района, – Курмыш – 1372 год, Красная Горка – 1451 год, Юморга – вторая половина XVI столетия.

Две церкви (в селе Новоникольское и Рословке) по каким-то причинам были закрыты. Имеются записи: 1798 год – Новоникольское село, которое за уничтожением церкви остаётся ныне деревнею владения Александра Ивановича Левашова. 1794 год – Никольское (Рословка тож) сельцо, что было село, частью владел подпоручик Иван Иванович Приклонский.

Общие сведения об уезде

Уездный город Курмыш имел сухопутное сообщение на лошадях и пароходом по Суре. Для сухопутного сообщения было 14 почтовых станций в следующих селениях [17]: Курмыш – Деянов (12 вёрст – 10 лошадей) – Ялма (12 – 10) – Майдан (12 – 10) – Пильна (6 – 12) – Мамешево (8 – 12) – Новые Мочалеи (12 – 10) – Красный Остров (12 – 10) – Кочетовка (10 – 8) – Анастасово (10 – 8) – Мурзицы (15 – 12) – Языково (16 – 6) – Медяна (10 – 10) – Петряксы (10 – 6).

Некоторые помещики содержали конные заводы [18]. Андреевский С.С. – на хуторе «Нагорный», который состоял из шести дворов. В них проживали 31 мужчина и 19 женщин. Левашов А.В. – на усадьбе при речке Медянке. Усадьба состояла из восьми дворов, в которых проживало 42 мужчины и 22 женщины. Волков А.С. – на усадьбе села Тенекаева. Усадьба состояла из четырёх дворов, в которых проживало 6 мужчин и 4 женщины. Андреевский А.С. – при селе Жданово. Шипилова – усадьба при деревне Ялме. Хвощинская В.А. – при селе Болобоново. Пазухин – усадьба при селе Бортсурманы.

Кроме конных заводов практически все помещики и владельцы земель имели в разных волостях уезда усадьбы, хутора, сторожки, охотнические и рыбацкие избы [18]. В Языковской волости их было 28, в Знаменской – 12, Ждановской – 14, Пильнинской – 5, Бортсурманской – 9, Деяновской – 15.

По данным, взятым из памятной книжки Симбирской губернии за 1869 год, уездное земское собрание состояло из 37 человек, из них 18 от замлевладельцев, 2 от города Курмыша и 17 от сельских обществ – крестьяне. В эти годы уезд занимал площадь порядка 3914 кв.км., на которой было 261 селение, с населением 98262 человек. Для сравнения: в 2013 году район занимал площадь 1313 кв.км., на которой находятся 73 населённых пункта, с населением 20597 человек. По переписи населения 1920 года, в Курмышском уезде было: мужчин – 67022 человека, женщин – 83759. Из них грамотных, мужчин – 21063 или 31,43%; женщин – 11878 или 14,4%.

* Настоящий материал стал продолжением описания местности и истории селений района, которые описаны в статьях: «Познай свой край» [21], «Жданово» [20], «Княжиха-Тенекаево – сиамские близнецы» [22]. В названных статьях описаны некоторые исторические данные сёл Тенекаевского и Каменского сельсоветов. В статье «Княжиха-Тенекаево – сиамские близнецы» описаны места расположения начала строительства улиц, их расширение, места нахождения кладбищ в этих сёлах. Описывается местность, занимаемая сёлами и вокруг их. Приводятся данные о жизни крестьян этих сёл в разные периоды их существования.

Используемая литература:
1. Артемьев А.И. «Симбирская губерния, 1859 год».
2. Ауновский В.А. «Симбирский сборник» т.2. Симбирск. 1870 г. « Г. Курмыш – исторический очерк».
3. Баженов Н.И. «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.
4. Веселовский С.Б. «Ономастиком. Древнерусские имена, прозвища и фамилии». Москва. 1974 г.
5. Володарский Я.Б. «Население России в конце 17 - начале 18 века». Москва. 1977 г.
6. Гераклитов А.А. «Алатырская Мордва по переписям 1624 – 1721 г.г.». Саранск. 1936 г.
7. Давыдова А.А. «Границы Нижегородского уезда в конце 16 – 17 веков и их пространственные изменения. Внутренняя административно-территориальная структура».
8. Кирьянов И.А. «Старинные крепости Нижегородского Поволжья». Н.Новгород. 1961 г.
9. Куроптев М. «Симбирский сборник» т.2 Симбирск 1870г. «Пильнинская волость».
10. Куроптев М. «Симбирский сборник» т.2 Симбирск 1870г. «Можаров – Майдан».
11. Масленицкий Т.Г. «Топографическое описание Симбирского наместничества 1870 г.».
12. Мельникова В.И. «Пильне – 300 лет». Арзамас. 1998г.
13. Миролюбов Н.К. «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния» СПб. 1857 г.
14. Огородников Е. «Список населённых мест Нижегородской губернии 1859 год». СПб. 1863 г.
15. Орлов А.М. «Мещера, мещеряки, мишари». Казань. 1992 г.
16. Орлов А.М. «Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы». Н.Новгород. 2001 г.
17. Памятная книжка Симбирской губернии 1869 год. Симбирск. 1869 г.
18. Список населённых мест Симбирской губернии 1880, 1896, 1913 годы.
19. Статистические материалы: «Приложения к трудам редакционных комиссий для составления Уложения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». СПб. 1860г. [Находятся в Государственной публичной исторической библиотеке России в Москве (ГПИБ)].
20. Тюлин П.И. «Жданово». Сайт: www.pilna.ru 2011 г.
21. Тюлин П.И. «Познай свой край». Сайт: www.pilna.ru 2010 г.
22. Тюлин П.И. «Княжиха-Тенекаево – сиамские близнецы» Сайт: www.pilna.ru 2013 г.
23. Халиков А.Х. «500 русских дворянских фамилий булгаро – татарского происхождения». Казань. 1992 г.
24. Черненко Д.А. «Сельское расселение центральных уездов России в 17 – 18 веках». Москва. 2004 г.
25. Чибис А.А. «Курмышский уезд».

Используемые источники:
26. Ведомость Симбирского наместничества 1780 год. Селения, составляющие Курмышский уезд.
27. Ведомость Симбирского наместничества 1780 год. Селения, составляющие Алатырский уезд.
28. Российский государственный архив древних актов (РГАДА): Фонд 350 – Ландратские книги и ревизские сказки. Опись 2 дела №17, 22, 29.
29. То же, опись 3 дела №73, 162, 174, 181.
30. РГАДА. Фонд 1354. Опись 441. Планы дач Генерального и специального межевания Симбирской губернии. Курмышский уезд.
31. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Фонд 570 Нижегородской духовной консистории. Описи 552 – 559 дела постоянного хранения разных лет, касающиеся различных сторон монастырской и церковной жизни.
32. Статьи о селениях Пильнинского района, помещённых на сайтах: www.pilna.ru www.biblioteka-pilna.ru
33. Указ императора Павла 1 от 7 августа 1797 года: «О разделении казённых селений на волости и порядке внутреннего их управления».
34. ЦАНО Фонд 2626 описи 1 и 2. Дела о закрытии церквей.
35. ЦАНО Фонд 3074 (фонд облисполкома). Опись 1 дело 2436 (1940 г.). О закрытии деяновской церкви и переоборудовании её под колхозный клуб.

Пётр Иванович Тюлин

В настоящей публикации использованы фотографии Владимира Бакунина, а также репродукция картины Светланы Егоровой (Хрипкиной), предоставленная Татьяной Хрипкиной

Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области»

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
 Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!