О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Спасский район на карте «мест памяти» Нижегородской области

Спасский район Нижегородской области

Спасское – село в Нижегородской области в 150 км к востоку от Нижнего Новгорода, в 45 км от станции Сергач. Центр района (0,7 тысяч кв. км, 17 тысяч жителей). Известно с конца XIV века. В селе - предприятия и организации, обслуживающие район. (Источник: Н.В.Морохин «Географический краеведческий словарь», г. Нижний Новгород, фирма «Просвещение», 1993 год). В «Нижегородском топонимическом словаре» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год) Н.В.Морохин уточняет, что название райцентра происходит от престольного праздника. Другое название – Спасово селище. Известно с 1399 года (Трубе, 1962).

В селе работает Спасский районный народный исторический музей. С 1991 года музей расположен в бывшем доме купца II гильдии А.В.Данилова (датировка объекта – начало XX века). В 1929 – 1963 годах в здании располагался Спасский райисполком. Большую роль в формировании народного музея в Спасском сыграл историк Сергей Ледров – автор книг «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области», «Два села», «…Уведомляю Вас насчет торговых обстоятельств» и др.

В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» высказано предположение, что основателем и первым владельцем Спасского был Савва Сюзев, который в 1399 году передал свою вотчину «на помин душ» нижегородскому Благовещенскому монастырю, однако оригинал данной (от глагола - давать) до нас не дошел, документ сохранился лишь в копии конца XVI века. Предполагается, что уже тогда через окрестности Спасского пролегала сухопотная дорога из Нижнего Новгорода на Курмыш и далее в верховье Суры - к русским крепостям Кишь и Саре. Спасско-Курмышская степная полоса стратегически связывала юг и центр будущей Нижегородской губернии.

В Спасском организовывались ярмарки, где главным товаром было кожевенно-меховое сырье, обрабатывавшееся в Спасской волости. В 1840 году здесь был возведен Спасопреображенский каменный храм с приделом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Практически через сто лет – в советское время – храм был разрушен.

До наших дней дошли образцы жилой застройки села Спасского конца XIX – начала XX века, в том числе деревянные дома с уникальной резьбой. Сейчас в селе есть Спасская церковь, перестроенная в постсоветское время из торгового комплекса, а также благоустроен Карашев колодец – легендарное место основания села Спасского.

Дом купца Данилова, где расположен Спасский районный народный исторический музей, фото Галины Филимоновой Образец застройки села Спасского конца XIX – начала XX века, фото Галины Филимоновой Деревянный карниз на фасаде дома в селе Спасском, фото Галины Филимоновой Церковь в селе Спасском, фото Галины Филимоновой

Базлово – село в Спасском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – мечеть. Датировка объекта – XIX век. Документ о принятии на госохрану № 471.

Мечеть в Базлове, фото Владимира Бакунина Мечеть в Базлове, фото Владимира Бакунина Мечеть в Базлове, фото Владимира Бакунина Мечеть в Базлове, фото Владимира Бакунина

Большое Сущево – село в Спасском районе. До 1631 года – пустошь Роздериха. Земли пожалованы царем Михаилом Федоровичем Романовым дворянину и потомственному военному С.Ф.Сущеву. Его потомок М.Н.Сущев (по уточненным данным, предоставленным проекту Натальей Пакшиной, точнее – потомок его брата) был знаком со знаменитым нижегородцем – композитором М.А.Балакиревым, который несколько раз был у него в гостях. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Казанская церковь (датировка объекта – 1751 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям историка Сергея Ледрова, от церкви в настоящее время уже ничего не осталось.

Бронский Ватрас – село в Спасском районе. Первую часть названия связывают с фамилией первого владельца, а слово «ватрас» – с мордовским корнем «ват/вад/ведь» - «вода, влага». В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» есть сведения о селе Бронский Ватрас с деревнями Малиновка, Новая и Сыромятниково. В XVII веке это – вотчина боярина князя Я.Н.Одоевского, в XVIII веке – Голицыных, с 1784 года – Масловых, затем – княжеского рода Оболенских и помещиков Волковых.

Вазьянка – село в Спасском районе. От марийского мужского языческого имени Вазьян. Другое название – Никифоровка. По данным историка Сергея Ледрова, самым известным владельцем села был граф А.Е.Мусин-Пушкин (его отец Е.И.Мусин-Пушкин был незаконнорожденным сыном царя Алексея Михайловича и братом Петра I). В 1760 году было выкуплено известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова. Памятник градостроительства и архитектуры – Владимирская церковь. Датировка объекта – 1890-1902 гг. Документ о принятии на госохрану № 471.

Владимирская церковь в Вазьянке, фото Сергея Ледрова Владимирская церковь в Вазьянке, фото Сергея Ледрова Владимирская церковь в Вазьянке, фото Сергея Ледрова Владимирская церковь в Вазьянке, фото Сергея Ледрова

Ежегодно в день Успения Пресвятой Богородицы из Вазьянки в Маровскую обитель совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница», найденной в советское время в поле, спасенной жителями Вазьянки, потомки которых хранят икону и по сей день.

Долгое поле – село в Спасском районе. В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» есть сведения о владельцах села – думном дворянине И.С.Хитрово, роде князей Долгоруких и дворянах Нертовских. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Спасопреображенская церковь (датировка объекта – 1868 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям, предоставленным проекту историком и краеведом Сергеем Ледровым, от церкви в настоящее время уже ничего не осталось.

Ишеево – деревня в Спасском районе. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в деревне есть памятник градостроительства и архитектуры – мечеть (датировка объекта – XIX век, документ о принятии на госохрану № 471). По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, датировка объекта – 1868 год. В 2004 году в Ишееве построили новую мечеть.

Старая мечеть в Ишееве, фото Сергея Ледрова Старая мечеть в Ишееве, фото Сергея Ледрова Новая мечеть в Ишееве, фото из книги Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» Новая мечеть в Ишееве, фото из книги Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области»

Ключищи – село в Спасском районе. Современные историки связывают это село с прямым предком Льва Николаевича – графом Петром Андреевичем Толстым (1645 – 1729), сподвижником Петра I и талантливым дипломатом. Подробнее - в материалах Галины Филимоновой «Нижегородская вотчина рода Толстых», Сергея Ледрова «Нижегородская вотчина рода Толстых: дополнительные сведения» и Ольги Ракитиной «Из истории села Ключищи: Никольская церковь».

Крест на месте Никольской церкви и остатки усадебного парка в селе Ключищи Спасского района, фото Галины Филимоновой  Ключи в селе Ключищи Спасского района, фото Галины Филимоновой Петр Андреевич Толстой

Красные Мары – посёлок в Спасском районе. Марами в южной части Нижегородской области называют курганы, возможно, их происхождение финно-угорское. Здесь (между Вазьянкой и Прудищами) расположена одна из древних и малоизвестных православных обителей Нижегородского Поволжья. В XVII – XVIII веках тут существовала Крестомаровская мужская общежительская пустынь, а в конце XIX – первой четверти XX века — Маровская Крестовоздвиженский женская община, а с 2015 года действует архиерейское подворье (женский монастырь) в честь Честного и Животворящего Креста Господня Лысковской епархии Русской Православной Церкви.

Никольская церковь в Маровской обители, фото Галины Филимоновой Никольская церковь в Маровской обители, фото Галины Филимоновой Легендарная маровская сосна в окружении новой, фото Галины Филимоновой Указатель на источники в Маровской обители, фото Галины Филимоновой

Красный Ватрас – село в Спасском районе. Слово «ватрас» связывается с мордовским корнем «ват/вад/ведь» - «вода, влага». По сведениям историка Сергея Ледрова, село было патриаршим, а затем государственным (отсюда прежние названия – Монастырский Ватрас и Казенный Ватрас). Ошибочно считают, что вначале село принадлежало Крестомаровскому монастырю, однако владел селом нижегородский Благовещенский монастырь. По данным, предоставленным проекту краеведом Владимиром Бакуниным, в середине XIX века село было одним из крупнейших центров по выделке овчин в Нижегородской губернии, уступая лишь Большому Мурашкину. Здесь сохранилось достаточно много добротных каменных домов, построенных предприимчивыми жителями села, а также Рождественская церковь – памятник градостроительства и архитектуры (датировка объекта – 1830 год, документ о принятии на госохрану № 471).

Рождественская церковь в Красном Ватрасе Спасского района, фото Сергея Ледрова Рождественская церковь в Красном Ватрасе Спасского района, фото Сергея Ледрова Рождественская церковь в Красном Ватрасе Спасского района, фото Сергея Ледрова Рождественская церковь в Красном Ватрасе Спасского района, фото Сергея Ледрова

Малое Сущево – деревня в Спасском районе, в трех километрах от Большого Сущева. Другое название – Высокая Слобода. Владелец Малого и Большого Сущева – дворянин и потомственный военный С.Ф.Сущев. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская церковь (датировка объекта – XIX век). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, в деревне Малое Сущево церкви никогда не было, она была в Большом Сущеве.

Масловка – село в Спасском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Спасопреображенская церковь (престолы: главный (холодный) – Преображения Господня, два тёплых придела Благовещения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца). Датировка объекта – 1750 год. Документ о принятии на госохрану № 471. Поблизости от храма сохранились остатки усадебного парка Теряевых-Зыбиных.

Спасопреображенская церковь в Масловке, фото Владимира Бакунина Спасопреображенская церковь в Масловке, фото Владимира Бакунина Спасопреображенская церковь в Масловке, фото Владимира Бакунина Спасопреображенская церковь в Масловке, фото Владимира Бакунина

Низовка – село в Спасском районе. В 1760 году было выкуплено известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова. Памятник градостроительства и архитектуры – Архангельская церковь. Датировка объекта – 1822 год. Документ о принятии на госохрану № 286.

Архангельская церковь в Низовке, фото Сергея Ледрова Архангельская церковь в Низовке, фото Сергея Ледрова Архангельская церковь в Низовке, фото Сергея Ледрова Архангельская церковь в Низовке, фото Сергея Ледрова

Новый Усад – село в Спасском районе. В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» содержатся сведения о том, что села Латышиха и Новый Усад были разделены между семьями Оболенских, Юсуповых, Колтовских и Извольских. Местные промыслы – кожеобработка и кирпичное производство. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в Новом Усаде есть памятник градостроительства и архитектуры – церковь (датировка объекта – XIX век, документ о принятии на госохрану № 471). По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, Казанская церковь в Новом Усаде построена не в XIX веке, а в начале XX века.

Казанская церковь в Новом Усаде Спасского района, фото Сергея Ледрова Казанская церковь в Новом Усаде Спасского района, фото Сергея Ледрова Казанская церковь в Новом Усаде Спасского района, фото Сергея Ледрова Казанская церковь в Новом Усаде Спасского района, фото Сергея Ледрова

Прудищи – село в Спасском районе. Другое название – Зверево. В 1760 году было выкуплено известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова. Памятник градостроительства и архитектуры – церковь Иоанна Крестителя. Датировка объекта – 1812 год. Документ о принятии на госохрану № 471.

Церковь Иоанна Крестителя в Прудищах Спасского района, фото Сергея Ледрова Церковь Иоанна Крестителя в Прудищах Спасского района, фото Сергея Ледрова Церковь Иоанна Крестителя в Прудищах Спасского района, фото Сергея Ледрова Церковь Иоанна Крестителя в Прудищах Спасского района, фото Сергея Ледрова

Русское Маклаково – село в Спасском районе. Вероятно, названо по фамилии владельца боярина Маклакова. Местность известна с конца XVII века (Трубе, 1962). В 1612 – 1613 годах земли были пожалованы служилым татарам, которые основали здесь свои деревни. В «Нижегородском топонимическом словаре» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год) Н.В.Морохин ссылается на академика И.И.Лепехина, который писал о том, что в Татарском Маклакове жили татары-мусальмане, в Русском Маклакове – татары крещеные. Другие названия – Русское Моклоково, Коропово.

По дороге из Русского Маклакова в Ключищи справа просматривается лесной массив – «лес Оболенских» с кедровыми посадками. Сергей Ледров в книге «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» называет Оболенских помещиками, которым принадлежало самое большое количество крепостных в этих краях (2554 души). Общая площадь владений Оболенских составляла 2500 га, в том числе 500 га занимал лес. В имении располагалась оранжерея, в которой выращивались теплолюбивые растения. Велось по многопольной системе земледелие. В зерноводстве использовались сеялки, жатки и молотилки на конной тяге. Была построена паровая мельница и четыре конных двора.

Лес Оболенских в Спасском районе, фото Галины Филимоновой Лес Оболенских в Спасском районе, фото Галины Филимоновой Лес Оболенских в Спасском районе, фото Галины Филимоновой Лес Оболенских в Спасском районе, фото Галины Филимоновой

Саблуково – деревня в Спасском районе. В 1760 году была выкуплена известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова.

Солониха – село в Спасском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская церковь Рождества Богородицы. Датировка объекта – 1890 год. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».

Сыромятниково – деревня в Спасском районе. По данным, предоставленным проекту Олегом Сыромятниковым, до революции здесь жил купец Сыромятников, он и назвал деревню в честь себя (до этого она называлась Старые дворы). Раньше деревня состояла из 42 домов. Была часовня (о ней напоминает только памятный знак, сделанный недавно одним из жителей). Сейчас там живут только летом дачники и редкие жители. Дорог к деревни практически нет, надо ехать по полю.

Тубанаевка – село в Спасском районе. От марийского мужского языческого имени Туванай. Памятник градостроительства и архитектуры – Вознесенская церковь (престолы: главный (холодный) – Вознесения Господня, тёплые приделы: правый – Покрова Богоматери, левый – святого Николая Чудотворца; датировка объекта – 1860-62 гг.). Документ о принятии на госохрану № 471.

Вознесенская церковь в Тубанаевке, фото Владимира Бакунина Вознесенская церковь в Тубанаевке, фото Владимира Бакунина Вознесенская церковь в Тубанаевке, фото Владимира Бакунина Вознесенская церковь в Тубанаевке Спасского района, фото Сергея Ледрова

Согласно исследованию историка Сергея Ледрова, село – столица кожевников Спасского района. По данным краеведа Владимира Бакунина, в Тубанаевке сохранились дома, построенные владельцами кожевенных заводов. Так, до наших дней дошла усадьба А.И.Копашина, крупнейшего тубанаевского заводчика с конца XIX века, а также его кожевенный завод (конец XIX – начало XX века).

Усадьба А.И.Копашина в Тубанаевке, фото Владимира Бакунина Усадьба А.И.Копашина в Тубанаевке, фото Владимира Бакунина Усадьба А.И.Копашина в Тубанаевке, фото Владимира Бакунина Кожевенный завод А.И.Копашина в Тубанаевке, фото Владимира Бакунина

Турбанка – деревня в Спасском районе. От мордовского «турва» - «коса», указывает на характер рельефа. Рядом с Турбанкой (через речку Урынгу) находилась Турбанская прядильно-ткацкая фабрика, построенная более 100 лет назад. Здание фабрики дошло до наших дней: сейчас его используют как хранилище для урожая картофеля.

Турбанская прядильно-ткацкая фабрика, фото Николая Киселева Турбанская прядильно-ткацкая фабрика, фото Николая Киселева Турбанская прядильно-ткацкая фабрика, фото Николая Киселева Турбанская прядильно-ткацкая фабрика, фото Николая Киселева
СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные в хвойных лесах на левогом берегу р. Волги
ПОВОЛЖСКАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Волги
ПРИОКСКАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Оки
ЮЖНАЯ ЧАСТЬ районы Нижегородской области, расположенные на территории, где леса были сведены более 300 лет назад

Как поддержать проект?

Данная страница создана в рамках проектов "Белые пятна карты «мест памяти» Нижегородской области", "Места памяти-2013", "Места памяти Нижегородской области", "Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области", "Места памяти", "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти"

Текст и концепция: Галина Филимонова; графика: Михаил Борисов, фотографии: Галина Филимонова, Сергей Ледров, Владимир Бакунин и Николай Киселев



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!