В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» высказано предположение, что основателем и первым владельцем Спасского был Савва Сюзев, который в 1399 году передал свою вотчину «на помин душ» нижегородскому Благовещенскому монастырю, однако оригинал данной (от глагола - давать) до нас не дошел, документ сохранился лишь в копии конца XVI века.
Предполагается, что уже тогда через окрестности Спасского пролегала сухопотная дорога из Нижнего Новгорода на Курмыш и далее в верховье Суры - к русским крепостям Кишь и Саре. Спасско-Курмышская степная полоса стратегически связывала юг и центр будущей Нижегородской губернии.
В Спасском организовывались ярмарки, где главным товаром было кожевенно-меховое сырье,
обрабатывавшееся
в Спасской волости. В 1840 году здесь был возведен Спасопреображенский каменный храм с приделом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Практически через сто лет – в советское время – храм был разрушен.
До наших дней дошли образцы жилой застройки села Спасского конца XIX – начала XX века, в том числе деревянные дома с уникальной резьбой. Сейчас в селе есть Спасская церковь, перестроенная в постсоветское время из торгового комплекса, а также благоустроен Карашев колодец – легендарное место основания села Спасского.
Базлово – село в Спасском районе. Памятник
градостроительства и архитектуры – мечеть. Датировка объекта
– XIX век. Документ о принятии на госохрану № 471.
Большое Сущево – село в Спасском районе.
До 1631 года – пустошь Роздериха. Земли пожалованы царем Михаилом
Федоровичем Романовым дворянину и потомственному военному С.Ф.Сущеву.
Его потомок М.Н.Сущев (по уточненным данным, предоставленным проекту Натальей Пакшиной, точнее – потомок его брата) был знаком со знаменитым нижегородцем
– композитором М.А.Балакиревым, который несколько раз был у
него в гостях. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Казанская церковь (датировка
объекта – 1751 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям историка
Сергея Ледрова, от церкви в настоящее время уже ничего не осталось.
Бронский Ватрас – село в Спасском районе. Первую часть названия связывают с фамилией первого владельца, а слово «ватрас» – с мордовским корнем «ват/вад/ведь» - «вода, влага». В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» есть сведения о селе Бронский Ватрас с деревнями Малиновка, Новая и Сыромятниково. В XVII веке это – вотчина боярина князя Я.Н.Одоевского, в XVIII веке – Голицыных, с 1784 года – Масловых, затем – княжеского рода Оболенских и помещиков Волковых.
Вазьянка – село в Спасском районе. От марийского мужского языческого имени Вазьян. Другое название – Никифоровка. По данным историка Сергея Ледрова, самым известным владельцем села был граф А.Е.Мусин-Пушкин (его отец Е.И.Мусин-Пушкин был незаконнорожденным сыном царя Алексея Михайловича и братом Петра I). В 1760 году было выкуплено известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова. Памятник градостроительства и архитектуры – Владимирская церковь. Датировка объекта – 1890-1902 гг. Документ о принятии на госохрану № 471.
Ежегодно в день Успения Пресвятой Богородицы из Вазьянки в Маровскую обитель совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница», найденной в советское время в поле, спасенной жителями Вазьянки, потомки которых хранят икону и по сей день.
Долгое поле – село в Спасском районе.
В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» есть сведения о владельцах села – думном дворянине И.С.Хитрово, роде князей Долгоруких и дворянах Нертовских. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Спасопреображенская церковь (датировка объекта – 1868 год). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям, предоставленным проекту историком и краеведом Сергеем Ледровым, от церкви
в настоящее время уже ничего не осталось.
Ишеево – деревня в Спасском районе. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в деревне есть памятник градостроительства и архитектуры – мечеть (датировка объекта – XIX век, документ о принятии на госохрану № 471). По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, датировка объекта – 1868 год. В 2004 году в Ишееве построили новую мечеть.
Ключищи – село в Спасском районе.
Современные историки связывают это село с прямым предком Льва
Николаевича – графом Петром Андреевичем Толстым (1645 – 1729),
сподвижником Петра I и талантливым дипломатом. Подробнее - в
материалах Галины Филимоновой «Нижегородская
вотчина рода Толстых», Сергея Ледрова «Нижегородская
вотчина рода Толстых: дополнительные сведения» и Ольги Ракитиной «Из истории села
Ключищи: Никольская церковь».
Красные Мары – посёлок в Спасском районе. Марами в южной части Нижегородской области называют курганы, возможно, их происхождение финно-угорское. Здесь (между Вазьянкой и Прудищами) расположена одна из древних и малоизвестных православных обителей Нижегородского Поволжья. В XVII – XVIII веках тут существовала Крестомаровская мужская общежительская пустынь, а в конце XIX – первой четверти XX века — Маровская Крестовоздвиженский женская община, а с 2015 года действует архиерейское подворье (женский монастырь) в честь Честного и Животворящего Креста Господня Лысковской епархии Русской Православной Церкви.
Красный Ватрас – село в Спасском районе. Слово «ватрас» связывается с мордовским корнем «ват/вад/ведь» - «вода, влага». По сведениям историка Сергея Ледрова, село было патриаршим,
а затем государственным (отсюда прежние названия – Монастырский
Ватрас и Казенный Ватрас). Ошибочно считают, что
вначале село принадлежало Крестомаровскому монастырю, однако владел селом нижегородский Благовещенский монастырь. По данным, предоставленным проекту
краеведом Владимиром Бакуниным, в середине XIX века село было
одним из крупнейших центров по выделке овчин в Нижегородской
губернии, уступая лишь Большому Мурашкину. Здесь сохранилось
достаточно много добротных каменных домов, построенных предприимчивыми
жителями села, а также Рождественская церковь – памятник градостроительства
и архитектуры (датировка объекта – 1830 год, документ о принятии
на госохрану № 471).
Малое Сущево – деревня в Спасском районе, в трех километрах от Большого Сущева. Другое название – Высокая Слобода. Владелец Малого и Большого Сущева – дворянин и потомственный военный С.Ф.Сущев. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская церковь (датировка объекта – XIX век). По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД». По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, в деревне Малое Сущево церкви никогда не было, она была в Большом Сущеве.
Масловка – село в Спасском районе.
Памятник градостроительства и архитектуры – Спасопреображенская
церковь (престолы: главный (холодный) – Преображения Господня,
два тёплых придела Благовещения Пресвятой Богородицы и Николая
Чудотворца). Датировка объекта – 1750 год. Документ о принятии
на госохрану № 471. Поблизости от храма сохранились остатки
усадебного парка Теряевых-Зыбиных.
Низовка – село в Спасском районе. В 1760 году было выкуплено известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова. Памятник градостроительства и архитектуры – Архангельская церковь. Датировка объекта – 1822 год. Документ о принятии на госохрану № 286.
Новый Усад – село в Спасском районе. В книге Сергея Ледрова «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» содержатся сведения о том, что села Латышиха и Новый Усад были разделены между семьями Оболенских, Юсуповых, Колтовских и Извольских.
Местные промыслы – кожеобработка и кирпичное производство.
Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в Новом Усаде есть памятник градостроительства и архитектуры – церковь (датировка объекта – XIX век, документ о принятии на госохрану № 471). По сведениям историка и краеведа Сергея Ледрова, Казанская церковь в Новом Усаде построена не в XIX веке, а в начале XX века.
Прудищи – село в Спасском районе.
Другое название – Зверево.
В 1760 году было выкуплено известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова. Памятник градостроительства и архитектуры – церковь Иоанна Крестителя. Датировка объекта – 1812 год. Документ о принятии на госохрану № 471.
Русское Маклаково – село в Спасском районе.
Вероятно, названо по фамилии владельца боярина Маклакова. Местность известна с конца XVII века (Трубе, 1962). В 1612 – 1613 годах земли были пожалованы служилым татарам, которые основали здесь свои деревни. В «Нижегородском топонимическом словаре» (г. Нижний Новгород, «КиТиздат», 1997 год) Н.В.Морохин ссылается на академика И.И.Лепехина, который писал о том, что в Татарском Маклакове жили татары-мусальмане, в Русском Маклакове – татары крещеные. Другие названия – Русское Моклоково, Коропово.
По дороге из Русского Маклакова в Ключищи справа просматривается лесной массив – «лес Оболенских» с кедровыми посадками. Сергей Ледров в книге «Спасской отчины судьба. История Спасского района Нижегородской области» называет Оболенских помещиками, которым принадлежало самое большое количество крепостных в этих краях (2554 души). Общая площадь владений Оболенских составляла 2500 га, в том числе 500 га занимал лес. В имении располагалась оранжерея, в которой выращивались теплолюбивые растения. Велось по многопольной системе земледелие. В зерноводстве использовались сеялки, жатки и молотилки на конной тяге. Была построена паровая мельница и четыре конных двора.
Саблуково – деревня в Спасском районе. В 1760 году была выкуплена известным уральским заводчиком П.А.Демидовым. Спустя 20 лет было продано А.Н.Зубову – отцу фаворита Екатерины II Платона Зубова.
Солониха – село в Спасском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская церковь Рождества Богородицы. Датировка объекта
– 1890 год. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. Подробнее – в специальной публикации Галины Филимоновой «Сельские храмы Нижегородской области из Приказа № 5-ОД».
Сыромятниково – деревня в Спасском районе. По данным,
предоставленным проекту Олегом Сыромятниковым, до революции
здесь жил купец Сыромятников, он и назвал деревню в честь себя
(до этого она называлась Старые дворы). Раньше деревня состояла
из 42 домов. Была часовня (о ней напоминает только памятный
знак, сделанный недавно одним из жителей). Сейчас там живут только
летом дачники и редкие жители. Дорог к деревни практически нет,
надо ехать по полю.
Тубанаевка – село в Спасском районе. От марийского мужского языческого имени Туванай. Памятник градостроительства
и архитектуры – Вознесенская церковь (престолы: главный (холодный)
– Вознесения Господня, тёплые приделы: правый – Покрова Богоматери,
левый – святого Николая Чудотворца; датировка объекта – 1860-62
гг.). Документ о принятии на госохрану № 471.
Согласно исследованию историка Сергея Ледрова, село – столица
кожевников Спасского района. По данным краеведа Владимира Бакунина,
в Тубанаевке сохранились дома, построенные владельцами кожевенных
заводов. Так, до наших дней дошла усадьба А.И.Копашина, крупнейшего
тубанаевского заводчика с конца XIX века, а также его кожевенный
завод (конец XIX – начало XX века).
Турбанка – деревня в Спасском районе. От мордовского «турва» - «коса», указывает на характер рельефа. Рядом с Турбанкой (через речку Урынгу) находилась Турбанская прядильно-ткацкая фабрика, построенная более 100 лет назад. Здание фабрики дошло до наших дней: сейчас его используют как хранилище для урожая картофеля.
СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ |
|
районы Нижегородской области, расположенные в хвойных лесах на левогом берегу р. Волги |
ПОВОЛЖСКАЯ ЧАСТЬ |
|
районы Нижегородской области, расположенные
на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Волги |
ПРИОКСКАЯ ЧАСТЬ |
|
районы Нижегородской области, расположенные на удалении приблизительно 50 км по обе стороны р. Оки |
ЮЖНАЯ ЧАСТЬ |
|
районы Нижегородской области, расположенные на территории, где леса были сведены более 300 лет назад |