РЕБРЕНДИНГ – ВОВСЕ НЕ БРЕДНИ Ульяновск – город Карамзина, а Нижний Новгород?.. В этом году Нижнему Новгороду исполнится 790 лет, а мы так до конца и не определились, является ли он «карманом России», промышленным городом или чем-то иным. «Ребрендинг территорий» - зачем это нужно и как это осуществляется на практике в регионах России? Об этом говорили специалисты по культурному наследию и журналисты из двенадцати городов России и из Беларуси, съехавшиеся в Нижний на международный семинар. «НН» расспросили о его проведении инициатора и организатора проекта, президента фонда «Дать Понять» Галину Филимонову. Куда ни кинь - объекты - Начнем с определения понятий: что такое ребрендинг? - Ключевое слово для понимания – «изменение». Это изменение позиционирования города, поселка, села в глазах общественности. С Горьким в перестройку произошел автоматический ребрендинг: из закрытого города он превратился в «карман России», город ярмарки и купцов. Но это не нравилось многим творческим людям, которые покидали Нижний Новгород именно потому, что это «купеческий» город и атмосфера здесь не творческая. Поэтому сейчас важно понять, что у нас есть помимо «Нижегородской ярмарки». - Что вы показывали участникам семинара? - Мы сделали ставку на районы Нижегородской области, потому что почти в любом из них есть объекты культурного наследия и промышленного, и гражданского, и духовного значения. Примером стал Володарский район. Во-первых, там есть знаменитые бугровские мельницы, которые функционируют, а не лежат в руинах. Во-вторых, недавно была отреставрирована «Дача Бугрова» – это уже гражданское наследие. Наконец, в районе возрождается Свято-Успенский монастырь Флорищева пустынь. В советское время там была военная база, так что восстановление монастыря – это тоже своего рода успешный «ребрендинг», яркий пример того, как возрождение происходит в совершенно глухом месте, куда даже доехать сложно. Вообще до революции Володарск был Сеймой – старообрядческой местностью, а потом его назвали в честь революционера. И теперь город опять вынужден искать новые смыслы. - А в самом Нижнем Новгороде есть примеры успешного «ребрендинга территории»? - Гости города были поражены нижегородским Арсеналом, который из запущенного военного склада превращается в центр современного искусства. Причем это происходит на территории кремля, а кремли у всех ассоциируются прежде всего с властью и «ложками-матрешками». Также участникам семинара была предоставлена возможность посетить «Царский» павильон, который ГЖД отреставрировала за собственный счет, и это была полностью научная реставрация. В 1960-1980-е там располагались пригородные кассы вокзала, все было затоптано. А сейчас павильон вернул свой «царский» облик, но закрыт для экскурсий. Еще участники семинара побывали на так называемой «Рождественской стороне», которая включает не только улицу Рождественскую, но и набережную Федоровского, и всю территорию от Канавинского моста до Чкаловской лестницы. По идее, это место должно быть очень привлекательным для туристов, но пока оно загажено, много мусора… Отрыть своего Пастернака - Каковы самые яркие примеры «преображений» в других регионах? - Интересным опытом поделилась искусствовед из Минска Ольга Баженова, занимающаяся реставрацией замков, которых в Беларуси немало. Они восстанавливаются за счет государства и пребывают в отличном состоянии, в них располагаются музеи. Очень любопытен был рассказ профессора Пермского университета Владимира Абашева о том, как удалось оживить депрессивный район Пермского края: был обнаружен факт, что поселок Всеволодо-Вильва связан с жизнью Бориса Пастернака. При этом в поселке не сохранилось ничего. Но ученые подняли чертежи усадьбы, отстроили ее, там теперь музей поэта, туда едут туристы. Показателен и опыт Ульяновска. Всем известно, с чьим именем связан этот город. Но ульяновцы напоминают, что Симбирск - родина и писателя Гончарова, и историка Карамзина. В 2016 году будет отмечаться 250-летие со дня рождения Карамзина, и под юбилей выделяются гигантские деньги из областного и федерального бюджетов. Нет, они не ставят крест на имени Ленина, но все же продвигают другие «бренды» своего города. - Как ты считаешь, удалось ли донести весь этот опыт до тех, от кого зависят перемены? - Надеюсь что да. На семинаре были представители из Воротынского, Варнавинкого, Спасского районов, из Арзамаса. Думаю, они многое для себя почерпнули. Беседовала Ольга Горнова Материал опубликован в газете "Нижегородские новости" от 02 июня 2011 года Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в рамках проекта «Места памяти Нижнего Новгорода и Нижегородской области» |
---|
Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав. |
На главную Контакты |
© Галина Филимонова Все права защищены! |
---|