О ФОНДЕ | ПОРТФОЛИО | ОТЧЕТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ПРЕССА | КОНТАКТЫ


Заявки на участие
в областном семинаре "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти "
(семинар организован и проведен Нижегородским региональным общественным фондом деятелей культуры "Дать Понять"
29 октября 2009 года )

 

ЗАЯВКА № 1 ОТ КУЛИКОВА ВИКТОРА ФЕДОРОВИЧА

Тема доклада: «Музей народного образования Нижнего Новгорода».

Место работы докладчика: основатель и первый директор Музея народного образования Нижнего Новгорода; работал методистом в городском методическом кабинете (проводил занятия с учителями истории); последние годы работал на кафедре истории России Нижегородского педагогического Университета; сейчас на пенсии.

Тезисы доклада:

2010 год в России объявлен Годом учителя. Положение учителя – своего рода лакмусовая бумажка для любого общества. Если он обеспечен, уважаем, значит, государство заботится о будущем страны. Недаром говорят, что войну выигрывает учитель.

14 сентября 1971 года в нашем городе был открыт Музей народного образования Нижнего Новгорода (Университетский переулок, дом 3, городской методический кабинет). В музее был накоплен огромный материал по истории и культуре Нижегородского края. Такого музея в то время не было ни в Москве, ни в Ленинграде (Петербурге).

Сейчас стала актуальной идея восстановления духовных и нравственных корней, приобщение к культуре предков. Таким центром возрождения духовности и нравственности мог бы стать возрожденный Музей народного образования. Ведь начало всех начал – школа. Музей народного образования – это культурный центр, со специальной школой по изучению культуры и образования, со своей библиотекой, картинной галереей, мастерскими, кружками.

За 40 лет мной накоплен огромный материал, который так необходим нижегородцам: наглядные пособия по истории и культуре, календарь России и Нижегородского края, календарно-исторические этюды, Летопись Нижегородчины, образование в Нижнем, гипсотека, огромная библиотека. Сейчас это частная коллекция по народному образованию.

Дата поступления заявки: 30 июля 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 2 ОТ КОЛЕСНИКОВА ВАЛЕРИЯ СЕРАФИМОВИЧА

Тема доклада: «Дом-музей М.А.Балакирева».

Место работы, должность, научная степень: президент «Балакиревского общества г. Нижнего Новгорода», профессор Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки, кандидат искусствоведения.

Тезисы:

В настоящее время в Нижнем Новгороде решается важный для города и России вопрос о создании «Дома-музея М.А.Балакирева» – уникального музыканта-просветителя, создателя великой национальной композиторской школы. Подобные мемориалы имеются как в России (Рахманинова, Чайковского, Скрябина, Римского-Корсакова, Свиридова, Прокофьева и др.), так и за рубежом.

Милий Александрович Балакирев родился и жил в нашем городе до 18 лет. Значение М.А.Балакирева в истории культуры огромно: его деятельность и творчество, как и творчество его учеников – Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского («Могучая кучка») – оказали решающее влияние на русское и зарубежное музыкальное искусство XX века (Дебюсси, Равель, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов и др.).

К счастью, сохранился деревянный одноэтажный домик в центре Нижнего Новгорода, где висит мемориальная доска: «В этом доме в детские годы с 1842 по 1848 годы жил выдающийся русский композитор М.А.Балакирев». Сейчас дом занимает филиал Московского музыкального общества, сдающий помещение в аренду коммерческим организациям. «Балакиревское общество» неоднократно обращалось во все инстанции города с просьбой от открытии в домике музея Балакирева. Прошло 15 лет, а «воз и ныне там». «Балакиревское общество» имеет необходимую экспозицию для открытия музея, высокую ценность которой подтвердили как представители Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки (ГЦММК), так и представители музейщиков Нижнего Новгорода.

Обращались мы и к министру культуры А.С.Соколову. Пришел ответ за подписью Начальника управления культурного наследия художественного образования и науки А.С.Колупаевой от 14.02.2005 года с одобрением инициативы: «Федеральное агентство по культуре и кинематографии готово поддержать идею создания музея М.А.Балакирева – выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера. Тем более, что такого музея до сих пор нет в России. Было бы справедливо, если музей, носящий имя М.А.Балакирева, появился бы именно здесь – на его родине, в доме, где прошла его юность».

Обращались мы и к заместителю Губернатора Нижегородской области, заместителю председателя Правительства Нижегородской области Г.А.Суворову. Ответ был получен от заместителя директора Департамента культуры Нижегородской области В.С.Глушакова от 03.08.2009 года: «Сообщаем, что в настоящее время разработан проект научной концепции «Музея музыкальной культуры г. Нижнего Новгорода» в мемориальном здании «Дом Балакирева» на ул. Провиантской-5, как филиал государственного литературно-мемориального музея Н.А.Добролюбова с экспозицией «М.А.Балакирев и нижегородская музыкальная культура».

Кому-то очень надо, чтобы не было музея мирового уровня М.А.Балакирева, а чтобы был местечковый музейчик, который никогда не будет посещаться по доброй воле. Есть ведь бывшее здание Союза Композиторов, есть «Дом В.Ю.Виллуана» – организатора профессионального музыкального образования в Нижнем Новгороде. Им важно, что не было музея М.А.Балакирева. Почему?

P.S. В 2010 году исполняется 100 лет со дня смерти М.А.Балакирева.

К заявке прилагаются письма к Президенту РФ Медведеву Д.А., Министру культуры РФ Авдееву А.А., Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу и др.

Дата поступления заявки: 13 августа 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 3 ОТ ЗВЕЗДОВОЙ ВЕРЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

Тема доклада: «Опыт сохранения культурного наследия в Пермском крае: территория смысла».

Место работы, должность: представитель Агентства культурной информации и газеты «Культура» в Нижнем Новгороде, журналист.

Тезисы:

В последние несколько лет Пермский край громко заявляет о себе как территория с последовательной и амбициозной культурной стратегией. В условиях жёсткой конкуренции регионов пермские власти сделали ставку на интеллектуальные технологии и символический капитал, каким, безусловно, является историко-культурное наследие. В Перми оно рассматривается, в том числе, в качестве основной составляющей развития туристической отрасли.

Здесь бытуют понятия «Пермь как текст», «город-память» и «город-смысл». И именно от них отталкиваются все местные культурные практики – в уверенности, что ценность историко-культурного наследия не только, а подчас и не столько, в его внешней раритетности, сколько во внутренней, смысловой. Оживить эти смыслы – вот главная задача культуртрегеров.

В июле этого года, по приглашению фонда «Юрятин» и его президента, профессора Пермского государственного университета Владимира Васильевича Абашева, мне довелось принять участие в экспедиции «Горнозаводская цивилизация в XXI веке: тупики и перспективы». Двумя главными пунктами маршрута стали рабочий посёлок Всеволодо-Вильва, где в 1916 году полгода провёл молодой Борис Пастернак, и город Усолье - столица Строгановского Прикамья. Опираясь на историческое и культурное прошлое этих мест, здесь с нуля созданы музеи, успешно работающие с историческими брэндами (осознанными символическими ценностями), каковыми являются имена Пастернака и Строгановых.

Важно: с экономической точки зрения, Всеволодо-Вильва сегодня представляет депрессивное поселение, где из трёх тысяч рабочих мест осталось всего двести, а вместо процветающего химического производства - небольшой цех по выпуску поролона.

Что касается Усолького историко-архитектурного музея, который ежегодно посещает 25 000 человек (при численности местного населения – 6 000), то здесь нет ни одного аутентичного артефакта. Все они, включая произведения знаменитых школ Строгановской иконописи, золотного шитья и рукописных книг, осели в фондах Москвы и Санкт-Петербурга.

Как же удалось двум, изначально "обездоленным" музеям стать настоящими культурными центрами? Можно ли использовать пермский опыт в Нижегородской области, в разные годы дававшей "и кров, и стол" великим людям? Например, в деревне Игнатово, которая, излечив от депрессии, спасла для мира Сергея Рахманинова. Или в поселке Отрадное, ставшем экспериментальной ареной для экономических преобразований Алексея Нейдгарта и Петра Столыпина. Много ещё найдется на Нижегородчине ныне неприметных, но одухотворённых великим прошлым мест и местечек. Однако нет в них не только музеев, но даже каких-либо памятных знаков.

Дата поступления заявки: 21 августа 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 4 ОТ ЛУКИНОЙ ЛИДИИ ВИКТОРОВНЫ

Тема доклада: «Дом культуры имени Валерия Павловича Чкалова – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ».

Место работы, должность: Муниципальное учреждение Мемориальный комплекс В.П.Чкалова, генеральный директор Муниципального учреждения Мемориальный комплекс В.П.Чкалова.

Тезисы доклада:

Дом культуры имени В.П.Чкалова – объект культурного наследия народов Российской Федерации, имеет региональную категорию историко-культурного значения. Дата постройки – 1939 год согласно Постановлению правительства «Об увековечении памяти В.П.Чкалова».

Автор проекта – горьковский архитектор А.А.Яковлев.

План здания решен в виде трехмоторного самолета.

Горельефный портрет Валерия Чкалова на главном фасаде здания выполнен скульптором А.Кикиным.

Дом культуры является одним из главных элементов заповедной зоны города, куда входят музей-ангар, сквер с памятником – самолетом МИГ-21.

В Доме Культуры до начала проведения работ по реконструкции здания (2007 год) размещались - исторический музей «Василева слобода», Мемориальный зал главного конструктора Р.Е.Алексеева и Городской выставочный зал им. А.М.Каманина. Общий фонд Мемориального комплекса составляет более 8 тысяч единиц хранения. Это уникальные коллекции изобразительного искусства - живописные и графические работы трех Каманиных, Н.А.Маркина, А.М.Вагичева, Н.М.Мочалина, а также произведения ведущих мастеров г. Нижнего Новгорода, переданные в дар чкаловцам; рабочие модели экранопланов ЦКБ СПК им.Р.Е.Алексеева и ЗАО «АТТК», а также модели судов технического флота ОАО «Чкаловская Судоверфь» и мн.др. Музейные и выставочные экспозиции комплекса известны не только в Нижегородской области, но и за ее пределами. На сегодняшний день вышеперечисленные учреждения культуры не могут работать в полную силу и показать весь свой творческий потенциал. Удручает и тот факт, что на сегодня в комплексе нарушена вся система фондохранения, т.е. основной и научно-вспомогательный фонд комплекса находится в неудовлетворительных условиях.

Мы хорошо понимаем, что сейчас культура, как и все наше общество, переживает трудные времена. Но нельзя забывать, что именно культура во всем ее многообразии создает духовное начало в каждом человеке, воспитывает нравственность, способствует росту национального самосознания, достоинства, ответственности.

Дата поступления заявки: 18 сентября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 5 ОТ ДЮЖАКОВА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА

Тема доклада: «Деятельность Воротынского районного детского экскурсионного бюро «Родной край» по пропаганде культурного наследия Воротынского района».

Место работы, должность: МОУ Воротынская СОШ (р.п. Воротынец), учитель истории, руководитель Воротынского районного детского экскурсионного бюро «Родной край».

Тезисы доклада:

В 2007 году в Воротынском районе Нижегородской области было создано районное детское краеведческое экскурсионное бюро «Родной край» с целью координации работы педагогических коллективов образовательных учреждений и заинтересованных структур и ведомств по направлению «Историческое краеведение».

В настоящее время в Воротынском муниципальном районе созданы оптимальные условия для научно-поисковой, образовательной, информационно-просветительской деятельности учащихся, экскурсионной и музейной работы. Экскурсии, которые проводят юные гиды, никого не оставляют равнодушными, их рассказ увлекает слушателей, вызывая ответные чувства и переживания.

Интересным объектом деятельности этой детско-взрослой образовательной общности является село Быковка – родовое гнездо нижегородской ветви дворянского рода Демидовых. Здесь на сравнительно небольшой территории расположено несколько памятников природы, истории и культуры: два храма, два усадебных дома, парк, подпорная стенка, некрополь Демидовых. Быковка заслуживает особого внимания со стороны муниципальных и региональных учреждений, отвечающих за обеспечение сохранности и пропаганду памятников историко-культурного наследия. В сохранившемся усадебном доме первой трети XIX века ведется работа по созданию сельского музея, которая также требует внимания и помощи.

Члены Воротынского районного детского экскурсионного бюро «Родной край», участвуя в историко-краеведческих конкурсах, показывают высокий уровень качества знаний, умений и навыков.

Мониторинг результатов деятельности ДЭБ «Родной край» и анкетирование родительской общественности показывают положительные изменения отношения учащихся к изучению истории края, свидетельствуют о повышении уровня воспитанности детей – участников краеведческой работы, позитивной динамике развития умений и навыков исследовательской деятельности учащихся. Использование данной формы краеведческой работы способствует гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому воспитанию детей; позволяет решать задачи эффективного использования краеведческого материала в образовательном процессе и просветительской работе с населением, имеет важное культурное значение для района.

Дата поступления заявки: 21 сентября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 6 ОТ ЦАРЕВА ИЛЬИ АНДРЕЕВИЧА

Тема доклада: «Славе не меркнуть!»

Место работы, должность: Володарский районный музейный центр, заместитель директора по развитию.

Тезисы доклада:

ВРМЦ Готов предоставить на семинаре интересный слайд-фильм о выдающемся подвиге нашего земляка Петра Ниловича Черкасова. Повторив жизненный путь старших братьев, он так же как они служил во флоте. В 1915 году был назначен командиром канонерской лодки «Сивуч». 19 августа 1915 года «Сивуч» вступил в неравный бой с противником – германской эскадрой, причинив существенный урон немецкой флотилии «Сивуч» погиб вместе со всем своим мужественным экипажем (в слайд-фильме об этом рассказано подробно). За этот подвиг командир «Сивуча», Петр Нилович Черкасов, был посмертно награжден орденом Святого Георгия.

П.Н. Черкасов остался в истории, а в странах – союзниках России так же шли митинги в честь подвига русских моряков. Наше Балахнинское земство постановило: «Установить памятник П.Н.Черкасову на его родине в Сейме». Потрясенный горем отец решил, что памятником его сыну будет Народный дом его имени. Выделил для этого земельный участок и деревянный дом, который стал настоящим культурным центром Сеймы и окружающих деревень. Но народный дом не сохранился, и школы уже нет. И до последнего времени на Сейме не было ничего, что напоминало бы о семье Черкасовых, которые в свое время очень много сделали на благо Родины. В семье Черкасовых выросли 3 героя Российского флота.

19 августа 2006 года, через 91 год, был заложен памятный камень на месте родового дома Черкасовых и, надеемся, что в скорее место этого камня займет настоящий памятник не только Петру Ниловичу Черкасову, не только роду Черкасовых, но и всем Володарцам, чья жизнь так или иначе связана с флотом.

Дата поступления заявки: 24 сентября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 7 ОТ КОЗЫРЕВА ОЛЕГА СЕРГЕЕВИЧА

Тема доклада: «Памятники крестьянской цивилизации на территории Шахунского района».

Место работы, должность: Шахунский народный фольклорно-этнографический музей , завотделом экскурсионно-массовой работы Шахунского народного фольклорно-этнографического музея, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Тезисы:

Что касается проблемы памяти, то она действительно существует. Не дорожим мы ценностями материальной и духовной культуры, накопленной нашими предками за века существования могучей крестьянской цивилизации. До конца шестидесятых годов прошлого века в районе еще стояли ветряные и водяные мельницы, полноценные крестьянские усадьбы, житницы и мякинницы.

После семидесятых годов, когда под лозунгом «Нечерноземье – ударный фронт!» снесли в районе десятки деревень, памятники строительной культуры нашего края сохранились только кое-где по лесным хуторам. Поиск памятников крестьянской культуры сродни археологическим раскопкам на развалинах древней цивилизации.

К ценностям крестьянской цивилизации относятся объекты хозяйственной, обрядовой деятельности, памятники фольклора, этнографии и духовной культуры крестьянской деревни как свидетельства единой крестьянской цивилизации. Всё это требует сбора, охраны и изучения.

Дата поступления заявки: 28 сентября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 8 ОТ ЗАВЬЯЛОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Тема доклада: «Памятники на территории Шахунского района».

Место работы, должность: Шахунский народный фольклорно-этнографический музей, научный сотрудник.

Тезисы:

Для Шахунского района актуальной проблемой является сохранение памятников исторической среды. Археологические памятники – общенародное достояние, к ним относят поселения и погребения. На территории Шахунского района имеется памятник археологии – Веселовский могильник IX - XI вв. Памятник имеет важное научное значение для изучения духовных представлений, хозяйственного и бытового уклада средневекового марийского населения, а также для изучения истории освоения Заволжья народами Поволжья.

К памятникам относят и церкви. Большую ценность представляют остатки деревянных церковных строений, которые необходимо сохранить. Тема изучения и возрождения старинных церквей остается неисчерпаемой. На учет как памятник архитектуры поставлен храм Николая Чудотворца в селе Большое Широкое Шахунского района. В Шахунском районе необходимо реставрировать из памятников в Хмелевицах Макариевскую церковь и церковь в селе Акаты, которые сохранились до нашего времени. В докладе представлена информация об этих памятниках.

Необходимо бережно относиться к памятникам истории и культуры и привлекать школьников к участию в работе по благоустройству памятников. Для этого надо выделять средства по реставрации памятников и подготавливать специалистов.

Дата поступления заявки: 28 сентября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 9 ОТ СОКОЛЬСКОГО ЭМИЛЯ

Тема доклада: «Игнатовское притяжение».

Место работы, должность: краеведческий журнал "Донской временник" (г. Ростов-на-Дону), литературный редактор, писатель и литературовед.

Тезисы:

Побывать в местах, где творил художник, в местах, вдохновлявших его - значит лучше понять его творчество. Но даже и те уголки, где он бывал проездом - значительны: его взгляд, ум, память - впитывали всё, что проходило перед его глазами, и так или иначе воплотилось в произведениях. "Усадебная география" Сергея Рахманинова известна: это в первую очередь новгородские имения Семёново и Онег и тамбовская Ивановка, о которых написано достаточно.

Меньше известно об усадьбах, которые принадлежали знакомцам поэта (отношения с ними в деревне зачастую были продолжением столичного общения). Несмотря на многие утраты, эти усадьбы ещё сохраняют аромат ушедшей эпохи, дают простор воображению и позволяют окунуться в атмосферу, питавшую вдохновение великого композитора.

Из усадеб, не избалованных вниманием пишущих о Рахманинове, можно назвать воронежское Красненькое, саратовские Пады и Бобылёвку. Чуть больше повезло нижегородскому Игнатову, где Рахманинов гостил в семье генерала Дмитрия Антоновича и Елизаветы Александровны (сестры зятя Рахманинова) Скалонов. Однако написанное, в основном, ориентировано на изданные в 1988 году в Москве двухтомные "Воспоминания о Рахманинове", но никак не нацелено на реальное, сегодняшнее Игнатово.

Странно и несправедливо, что этот усадебный парк (точнее, то, что от него осталось), по своей значимости в биографии Рахманинова достойный встать рядом с его новгородскими и тамбовским "гнёздами" и не уступающий менее значительным (вышеперечисленным), по сути дела пребывает в запустении. На основании посещений множества бывших усадеб России я делаю вывод, что Игнатово по своему историческому и природному значению принадлежит к числу значительнейших памятных уголков нашей страны, требующих сохранения и популяризации в общероссийском масштабе. Красота местности, близость к одному из привлекательнейших городов Нижегородской области - Сергачу (многочисленные архитектурные памятники, парк-дендрарий, святой источник) - ещё одно дополнительное тому основание.

Дата поступления заявки: 28 сентября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 10 ОТ ШИШКИНА СЕРГЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Тема доклада: «Замок Оболенских».

Место работы, должность: общественная организация "Ойкумена", председатель совета.

Тезисы:

Н.В. Гоголь: "Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания".

Одним из лучших образцов усадебного строительства в Нижегородской области периода романтизма и эклектики является усадьба Оболенских в Красной Горке Воротынского района. Повинуясь печальным законам романтизма усадьба превратилась в живописные руины, а парк пришел в запустение. И только старые липы вздыхают о былом блеске усадьбы.

Хорошее начало было бы для повести в стиле романтизм, но не для этого я взялся сегодня за «перо». Сегодня я хочу оставить мрачные мысли о времени, которое не щадит красоту, и попытки обвинить людей в безразличии к таким памятникам. Сегодня, я хочу говорить былом великолепии и о том, что мы можем сделать для сохранения и возрождения «замка» Оболенских.

Итак, в начале XIX века князь Оболенский, вдохновленный красотой мест, купил (по другой версии, выиграл в карты) у помещика Демидова поместье и построил на берегу реки Имзы настоящий средневековый замок. Парк вокруг него был создан так, что по нему можно изучать наставления, которые давал в своих учебниках известный садовый архитектор конца XVIII века А.Т. Болотов. Восемь вековых дубов окружают полукруглую поляну. В центре поляны находился фонтан. Украшают парк букеты лип. Вы слыхали о таком? Букеты вековых лип! Кроме лип и дубов в парке можно встретить голубую ель, тую западную, пихту, ясень и т.д. Возраст деревьев около 200 лет!

Сердцем всего комплекса усадьбы является господский дом. Он издали создает впечатление таинственного замка-крепости благодаря своим башням. В юго-восточной башне «замка» находился резервуар с водой, которая поступала в садовый фонтан. В башню же вода попадала из реки Имзы, у который можно видеть остатки приспособлений для перекачки воды. «Замок» отсылает нас к образам таинственного западноевропейского средневековья, которое так вдохновляла мастеров эпохи романтизма. Тем не менее, мы знаем, что строили его местные мастера.

Что же теперь? Неужели герою нашего повествования (замку) уготована печальная судьба «по закону жанра»? Я верю, что несмотря на беспощадное время, безразличие и безответственное пользование этот памятник может и должен быть возрожден. Я верю, что скоро школьникам не придется убирать мусор в парке, и зажурчит вода в восстановленном фонтане. И я , честное слово, не романтик, но мне вспоминаются слова из знакомого нам всем с детства произведения Оскара Уальда о старинном замке «Кентервильское привидение»: «Сухое миндальное дерево расцвело!». Пусть наша история о старом замке закончится столь же благополучно.

Дата поступления заявки: 06 октября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 11 ОТ ФИЛИМОНОВОЙ ГАЛИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Тема доклада: «Осмысление роли памятника культуры в жизни общества в контексте проектов Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять».

Место работы, должность: Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять», президент фонда, куратор арт-проектов и журналист.

Тезисы:

На протяжении вот уже 10 лет Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» инициирует и реализует проекты, направленные на осмысление роли памятника в жизни современного общества. Неизбежный процесс смены старого новым оставляет на поверхности главный вопрос: можем ли мы влиять на данный процесс или мы можем лишь констатировать и наблюдать за разрушением ранее созданного наследия, которое восстановить уже будет нельзя?

Понятие «памятник» включает в себя наравне с материальной основой духовную сферу и рассматривается как ценностный феномен, выполняющий роль транслятора социально-значимой информации. Очевидно, что существует взаимовлияние между эмоционально-эстетической насыщенностью памятника и его долголетием. Памятник не может войти в систему ценностей современного человека только как материальная основа, хотя именно она и консервирует в себе социальную память (отношение общества) периода существования этого «памятника». Он должен приобрести кроме материальной – новую духовную оболочку, в которой преломляются уже реалии другой исторической эпохи.

Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять», начав свою деятельность в 1999 году с реализации кросскультурного проекта «Старые окна города NN», с помощью художественных акций подвергает своеобразному анализу памятники культуры, организовывая выставки на чердаке старинного особняка («6ю6, или 36 фоторабот на чердаке современного нижегородского искусства»), в пустующем пространстве бывшего кинотеатра и первого в городе общественного банка («Архетип», «Анестезия», «777», «Постпродакшн») или в бывшем соляном складе на берегу реки Дунай в австрийском Линце – городе-побратиме Нижнего Новгорода («Old windows from NN city»). В результате проведенных мероприятий тот или иной памятник получает новые напластования социально-значимой информации и вновь приобретает духовную оболочку, что, в свою очередь, гарантирует памятнику дальнейшую жизнь. Как правило, площадки, на которых Нижегородский региональный общественный фонд деятелей культуры «Дать Понять» проводил арт-проекты, быстро привлекали внимание инвесторов и реставраторов.

В таких проектах Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять» как «Уходящая натура» и «Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти» памятник культуры рассматривается как информационный потенциал, формирующий карту «мест памяти». К слову, понятие «места памяти», введенное французским исследователем природы национальной памяти Пьером Нором в начале 80-х годов XX века, воплощает в себе единство духовного и материального порядка, которое с течением времени и по воли людей стало символическим элементом наследия национальной памяти общности. Цель указанных выше проектов фонда «Дать Понять» – формирование интерактивной карты «мест памяти» Нижегородской области, включающее в себя изучение и описание тех мест, в которых она воплощена.

Дата поступления заявки: 10 октября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 12 ОТ ТЕХМЕНЕВОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Тема доклада: «Сохранение культурного наследия – дело чести и совести каждого из нас».

Место работы, должность: Уренский народный исторический музей, директор музея.

Тезисы:

Все начинается с благодарной человеческой памяти… Забвение этой простой истины ведет к невосполнимым утратам не только в культуре, но и в самих душах.

Десятилетиями мы жили, не имея правдивой истории. Как противостоять этому? Наверное, прежде всего – «домашним образом» - изучением и сохранением историко-культурного наследия своей малой родины.

Культура – это понятие очень тонкое и многогранное, ее истоки – в традициях народной жизни, во всем, что передавалось из поколения в поколение. Сохранением ее истоков, продолжением традиций и занимаются работники культуры. С этой точки зрения у уренцев имеется достаточный запас прочности.

Предполагаемая презентация книги «Культурное наследие Урень края» не только раскрывает поэтапно с 1917 года по настоящее время историю культурного наследия данной местности, показывает взаимосвязь с различными отраслями экономики, сельского хозяйства и промышленности, но и выделяет общие моменты развития культуры провинциального района с общей культурой страны. Возрождение России в наибольшей степени связано с культурой, уровень которой необходимо повышать, для того, что бы она была по-настоящему российской культурой – той, которой гордились сотни лет и которой мы должны гордиться в последующие годы.

В материальном плане богатой культура никогда не была. Но очень тревожит, что основополагающая часть культуры, являющаяся нашими корнями - это наше историческое наследие: памятники архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, рукописные, архивные документы, фонды музеев остается иногда без должного внимания, а главное без ответственности за сохранность данного наследия. Особенно острым моментом может считаться вопрос о сохранении памятников местного значения, скупка и вывоз антиквариата, представляющего особую ценность для каждой местности. Волнует также вопрос «культурного пиара» в туристической деятельности.

Трудный выбор стоит перед теми, кто отвечает за культурное наследие. Что из прошлого можно сберечь для будущих поколений? А самое важное от имени кого, какие места должны сохраняться и поддерживаться в надлежащем состоянии. Чтобы забыть все окончательно требуется всего лишь два людских поколения. Первое, – при котором умирают люди, и второе – при котором умирает память о них. Память – вот то единственное, что должно быть сохранено.

Дата поступления заявки: 12 октября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 13 ОТ КОВАЛЕВОЙ ТАМАРЫ ИВАНОВНЫ

Тема доклада: «Работа музея Нижегородского государственного университета по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Нижегородской области».

Место работы, должность: Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, зав. кафедрой музеологии, директор музея ННГУ, к.и.н., доцент.

Дата поступления заявки: 13 октября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 14 ОТ ГОР АННЫ МАРКОВНЫ

Тема доклада: «Зачем нам нужно наследие и что нас влечет к его изучению?».

Место работы, должность: Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, директор.

Тезисы:

Для чего нужно сохранять культурное наследие и можно ли его не сохранять?

Что влечет людей к изучению прошлого? Кайнерастия.

Перспектива – учение о «точке схода». Как соединять «старое» и «новое», и какие перспективы это открывает.

Методы и приемы новой музеефикации: примеры и образы.

Проект «Genius Loci» как камертон нижегородской культуры.

Дата поступления заявки: 14 октября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 15 ОТ АКСЯНОВА АЛЕКСЕЯ САФОВИЧА

Тема доклада: «Стихийный музей» в доме Демидовых (с. Быковка)».

Место работы, должность: Общественная организация «Ойкумена», сотрудник научно-исследовательского отдела.

Тезисы:

Во времена, когда музеи городов приходят в упадок, когда экспозиции многих музеев годами не развиваются и интерес к истории без сенсаций неизменно падает, нам было крайне отрадно обнаружить в селе Быковка, Воротынского р-на музей, который мы назвали «стихийным». Его и смотритель, и собиратель, и научный, и ненаучный сотрудник — Колесова Любовь Петровна, заведующая сельским клубом.

В небольшой комнате в доме Демидовых, где сейчас располагается сельский клуб, она собрала экспонаты. Направо мы видим предметы быта, фото господ, письма; слева собраны предметы крестьянского быта. В этом живом музее, где нет ни одной витрины, мы нашли и старообрядческие книги, и Бог весть откуда появившиеся в Быковке открытки периода Первой мировой войны, подписанные на немецком языке. Прялки, веретена, лампы, сундуки, одежда, керамика. Неожиданное и яркое впечатление произвела помятая жестяная коробка , в которой когда-то были французские конфеты.

Этот случайный визит в сельский клуб произвел на нас огромное впечатление и заставил пересмотреть свои взгляды на музейное дело. Ведь каждый из нас посещал музеи и просто выносил что-то новое, но привычное и укладывающееся в устоявшиеся рамки. Но в этом, как мы назвали, «стихийном музее» все живо и собиратель и смотритель этого чуда — человек без специального образования — свободная от штампов и канонов сумела нас - людей до того не интересующихся историей рода Демидовых - остановить и заставить окунуться в их судьбы, посетить их могилы.

Инициатива и живой талант Любви Петровны, достойны того, чтобы рассказать о них на конференции областного уровня. Что мы и собираемся сделать.

Дата поступления заявки: 14 октября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 16 ОТ ПОРЯКОВОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ

Тема доклада: «Музей создает будущее».

Место работы, должность: Муниципальное учреждение культуры Бутурлинский историко-краеведческий музей, главный хранитель фондов МУК «ИКМ».

Тезисы:

Николай Бердяев: «Изучая прошлое, мы заглядываем в будущее».

Любая деятельность музея не только раскрывает прошлое, но и интегрирует в будущее. Как это происходит в нашем «ИКМ»?

В зале «Сказы древнего камня» представлена история Борнуковского камнерезного промысла. Эта экспозиция стала толчком для его возрождения.

«Силантьевская горница» потребовала создания Силантьевского дворика, где «владельцы» дома Силантьевы Мария и Николай, реконструируя эпоху, проводят различные творческие встречи, а иногда и забавы: «Раз в крещенский вечерок…».

Экспозиция «Солдат России – маршал Казаков» стала родоначальницей знаменитых «Бутурлинских чтений» - вектора духовной и культурной жизни района.

Моноспектакль «И тень серебряного века…» (о конце XIX и начале XX вв. в Тарталейской усадьбе Званцевых) наводит на мысль о восстановлении старинного Тарталейского парка и включения его в культурное пространство района, как площадку для реконструкции исторических событий района, и проведения различных фестивалей.

И, наконец, образованная программа для дошкольников «Я – Бутурлинец!» напрямую связана с будущим, формируя гражданскую и патриотическую позицию у подрастающего поколения.

Дата поступления заявки: 15 октября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 17 ОТ БУГРОВОЙ МАРИНЫ СТАНИСЛАВОВНЫ

Тема доклада: «Церкви села Троицкое Воскресенского района Нижегородской области».

Место работы, должность: Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (филиал НГИАМЗ), директор.

Тезисы:

Церкви села Троицкое находятся в настоящий момент в хорошем состоянии, в то время как 90 % деревянных храмов Поветлужья разрушены, в том числе в последнее десятилетие. Этот факт является примером того, что главный фактор сохранения памятника культуры в российской глубинке есть неравнодушное, заинтересованное отношение местного сообщества к своему наследию. Интересен и тот факт, что Троицкая церковь не испытала на себе реставрацию. В 20 веке периодически проводились ремонтные работы, такие как строительство и ремонт ленточного фундамента, ремонт кровли, частичная замена половых досок. В 90-х годах силами энтузиастов была удалена внутренняя штукатурка, под которой обнаружились прекрасные рубленые стены. Работы проводились за счёт доходов церковной общины, в советское время иногда помогал колхоз, в к.20 – н.21 вв. спонсоры.

С развитием туризма в Поветлужье повысился интерес к памятникам культуры. В селе расположена база отдыха «Серая лошадь», хозяин А.М.Пирогов выделяет средства на поддержание храма, на охрану. А.М.Пирогов выступил инициатором сбора средств на ремонт Троицкой церкви, в 2008 году за счёт пожертвований кровля церкви была покрыта железом.

Условиями сохранения памятников культуры в селе Троицком и поддержания их вхорошем состоянии явились: активная заинтересованная позиция местных жителей: использование объекта по прямому назначению (богослужения в храме не велись всего лишь 10 лет); заинтересованность представителей туристического бизнеса.

Дата поступления заявки: 16 октября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 18 ОТ ГУЩИНА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

Тема доклада: «О состоянии искусства хохломской росписи в советское время и на современном этапе (на примере фабрики «Хохломской художник» д. Семино Ковернинского района)».

Место работы, должность: Музейно-выставочный центр «Очизна», директор.

Тезисы:

Ковернино - колыбель хохломы: здешние приузольские деревни являются историческим очагом и прародиной замечательного народного искусства. Хохломская роспись, сложившаяся в промысел еще в XVII веке, лишь в годы Советской власти обрела небывалый расцвет и творческий взлет. В марте 1919 года на территории нынешнего Семинского сельсовета были созданы первичные образования, с которых начинается история крупного предприятия - художественной фабрики «Хохломской художник».

Хохлома везде была посланником мира. Продукцию фабрики «Хохломской художник» получали напрямую 35 стран мира, в числе которых Бельгия, Голландия, Испания, Япония, Финляндия, Бразилия, Греция, Италия, Куба и др. Возможно, что хохлома в свое время сыграла роль в деле разрядки международной напряженности. Когда наше правительство готовило встречу в верхах в какой-либо зарубежной стране, туда сначала посылали хохлому и наших мастеров: людям той страны представлялась возможность предварительно увидеть «душу» России. Вот хохлома и боролась, и не только за мир, но и за пропаганду русского национального искусства и культуры.

Сегодня «Хохломской художник» работает по инерции былой славы мастеров, выпуская непрофильную продукцию (например, токарная деревянная пробка без росписи для водочной бутылки и ножка для мебели). А ведь художественные промыслы - это люди, это такой пласт населения, который накапливал опыт, знания, мастерство не одну сотню лет. Это кладезь русской культуры, которую надо беречь.

Дата поступления заявки: 17 октября 2009 года.

 

ЗАЯВКА № 19 ОТ ВИНОГРАДОВОЙ ТАТЬЯНЫ ПАВЛОВНЫ

Тема доклада: «Дело» о захоронении А.В.Сухово-Кобылина: последние события».

Место работы, должность: кафедра ЮНЕСКО ННГАСУ, профессор.

Дата поступления заявки: 17 октября 2009 года.

 

Семинар "Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти" состоялся 29 октября 2009 года. Семинар организован Нижегородским региональным общественным фондом деятелей культуры "Дать Понять" при поддержке Автономной некоммерческой организации "Единство журналистики и культуры" при участии Музея Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского

Как поддержать проект?



Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

    На главную
  Контакты
© Галина Филимонова
Все права защищены!